Наше интервью - разговор с человеком, которого знает каждый, кто хотя бы немного знаком с российской арт-средой.
Сергей Попов – искусствовед, основатель одной из старейших галерей современного искусства – pop/off/art gallery.
С 1992 года он опубликовал более 300 статей о современном искусстве и стал автором двух книг: «Всегда другое искусство. История современного русского искусства» (2010), «Эрик Булатов: Картина после живописи» (2017).
Сейчас Сергей продолжает читать лекции, курировать выставки в крупнейших музейных институциях, является Членом Правления Ассоциации галерей России, а также — постоянным автором нашего любимого телеграм-канала «Деньги в искусство».
С Сергеем мы поговорили о становлении арт-рынка в России в начале девяностых годов, узнали, что для него есть – «идеальная галерея», что происходит с российским арт-рынком прямо сейчас и, традиционно, попросили советов для начинающих галеристов. А еще попросили рассказать немного о его собственной коллекции.
Сергей Попов. Фото: Никита Чунтомов
Как всё начиналось? В вашем случае, наверное, «как всё начиналось» относится не к галерее, а к самому рынку современного искусства в России.
В начале 90-х годов, когда мне было 16 лет, я сделал свои первые покупки и, чуть позже, первые продажи. И тогда же начал писать об искусстве и публиковаться. Это было еще в школе, перед поступлением в институт – в газете «Московский художник» у меня было полтора десятка опубликованных текстов. И это было очень круто.
Так сложилось, что у меня были хорошие учителя: искусствоведы по классическому искусству и по современному искусству. Я не буду про всех рассказывать, потому что получится длинный список. Могу сказать, что в числе своих основных наставников я выделяю Виктора Мизиано и Евгения Барабанова, которого сейчас, к сожалению, незаслуженно забыли, но это, конечно, важнейший теоретик и писатель о нашем современном искусстве. Он, собственно, один из тех, что выработал язык текстов о современном искусстве, начав ещё в легендарном журнале «А – Я». Также я всегда учился у художников – это очень важно. Художники друг друга, в основном, очень не любят. Из большого числа вот этих противонаправленных позиций я делал какие-то свои выводы и создавал свою картинку.
Что было в 90-х годах с современным искусством в России? Какой рынок был тогда, кто на нём присутствовал, как он развивался?
Не было почти никакой инфраструктуры. Был полный хаос относительно цен, галерей и присутствия каких-то важных вещей в художественной жизни. Был радикально левый лагерь, который тусовался вокруг галерей на Якиманке. Это было очень важное место для начала 90-х.
Флагманом этой среды был «Художественный журнал». Я читал их тексты, мало что понимал, но постепенно дорос до того, что начал там публиковаться и как-то сам его поддерживать. И Виктор Мизиано – один из тех людей, который именно тогда очень сильно на меня повлиял. Если очень грубо, в нескольких словах описать ту эволюцию, которая произошла конкретно со мной, то как мне кажется, она происходила со всем тогдашним художественным сообществом: я перешел от восприятия только одного какого-то достаточно узкого диапазона искусства до восприятия всего современного искусства в целом. Я тогда терпеть не мог концептуальное искусство, не воспринимал его и откровенно агрессивно к нему относился. И понадобилось какое-то время для того, чтобы встать на точку зрения, с которой всё это становится значимым и понятным.
Вы сам являетесь коллекционером?
Да, мы с женой довольно крупные коллекционеры. Первая работа у нас в коллекции появилась в 91-м году. Дочь тоже коллекционирует. Сейчас в нашей семейной коллекции, наверное, работ 400. По большей части это графика, бумага. Живописи и объектов не так много.
Вы их ротируете как-то? Покупаете-продаёте?
Нет, мы ничего не продаём. Если что-то покупаем, то это не продаётся. Также мы почти не афишируем те работы художников галереи, которые мы покупаем себе в коллекцию. Это наша принципиальная позиция. Последние по времени наши приобретения – это работы Иры Кориной и нижегородского художника Ивана Белова, нижегородца, которого мы открыли для себя совсем недавно.
А западное искусство есть у вас?
Нет. Мы совершенно осознанно ограничиваемся российским искусством. И единственное исключение сделали для себя недавно в Индии – спонтанно купили работу молодого перспективного художника на бумаге.
Что для вас есть идеальная галерея?
Давайте я отвечу не про себя, а про то, почему в России нет идеальных галерей. Их нет. Потому что современное искусство по своей природе является международным, трансграничным. А у нас все галереи носят национальный характер. Это скучно. Даже внутри нашей галереи есть несколько международных художников, но их пула сегодня явно недостаточно. Если бы были другие тренды, общеполитические и социальные, безо всякого сомнения мы бы больше работали с международными художниками, с европейскими или азиатскими. Но поскольку тренды такие, какие они есть, сейчас число международных художников галереи минимальное. То, что мы занимаемся только российскими художниками, это недостаток.
Сейчас еще ситуация поменялась в том ключе, что некоторые художники переехали. И у нас новая картина, когда, где бы они не жили в дальнейшем, этот след их отъезда из России станет частью их биографии. Это Михаил Левиус, который сейчас находится в процессе эмиграции в Израиль. Это Аня Афонина, которая живёт в Грузии. Это Александр Плюснин. Это дуэт Вики Бегальской и Александра Вилкина. Это Андрей Андреев. Я говорю только о художниках нашей галереи. Можно было бы ещё продолжать этот список, он очень грустный. И это усложняет их сегодняшнюю идентификацию, потому что непонятно пока, куда эта временная релокация выведет их в ближайшие годы.
С каким количеством художников работает сейчас ваша галерея?
Около 30-35, разные масштабы контрактов и поэтому разное число. Расширяться мы не планируем, такого количества художников для галереи более чем достаточно.
Есть ли какой-то целевой портрет вашего коллекционера?
Если говорить про работу с коллекционерами, ведёт ли галерея какую-то просветительскую деятельность с этой аудиторией?
Мы это делаем, не афишируя. Это абсолютно приватная история. Всё, что связано с нами, это всегда очень тихие и закрытые истории. Мы постоянно делаем выходы в мастерские и водим наших коллекционеров в другие галереи, приглашаем на музейные выставки и показы.
Что Вы думаете про коллаборации художников и брендов?
Как, на ваш взгляд, изменился за последний год рынок коллекционирования в России?
А чем вы объясняете такой рост?
Ну и последний вопрос у нас традиционный. Какие советы вы могли бы дать начинающим галеристам?
Я дам, наверное, один совет, но длинный. Всё, чем занимается галерея, должно по возможности быть очень крутым с точки зрения истории искусства. То есть надо бескомпромиссно стремиться к лучшему из того, что можно найти. Компромиссно, например, торговать искусством комфортным, которое будет хорошо продаваться – для меня это эквивалент салонного искусства – я не пожелаю никому. Ну и, если это можно вообще назвать каким-то советом, не бояться преодолевать трудности в течение какого-то времени, потому что бизнес очень нестойкий. Пожалуй, всё.