EiL Blog
Collector’s view: Анна Мерман

Героиня рубрики Collector's view сегодня - Анна Мерман, основательница "Объединения", онлайн галереи и медиа о современном искусстве. Поговорили с Аней о том, как возникла идея начать коллекционировать, какие факторы играют роль при принятии решения о новом приобретении и как правильно при коллекционировании планировать бюджет.


Традиционно, не обошли вниманием советы для начинающих художников и, конечно, коллекционеров.

Анна Мерман

Аня, мы знаем тебя не только как коллекционера, но и как основателя онлайн-галереи и журнала “Объединение”. Что началось раньше — “Объединение” или коллекционирование?


Мои первые покупки искусства случились чуть раньше, примерно за полгода до запуска “Объединения”. Покупка работ для меня тогда была в первую очередь про поддержку художников. Любая покупка для молодого автора — подтверждение того, что его искусство находит отклик в ком-то другом.
Идея “Объединения” возникла у меня из желания сделать что-то полезное для художников, в среде которых я в тот момент находилась. Мне было важно, чтобы у них появилась платформа для поиска своего зрителя. Думаю, не случайно, что начало моей коллекции и запуск онлайн-галереи произошли примерно в одно время — одно неотрывно связано с другим.

Расскажи, есть ли у твоей коллекции какой-то фокус? В чем для тебя заключается идея коллекционирования сейчас?


За последние полтора года у меня сложилось понимание, что покупка искусства уже стала чем-то большим, чем просто хобби или поддержка авторов, которые мне близки.

Мой подход к коллекционированию меняется и перестраивается, я думаю о том, какую пользу может приносить моя коллекция — как выстроить коллекцию таким образом, чтобы нахождение в ней означало для художника некую верификацию статуса, подтверждение его значимости. В итоге, конечно, я мечтала бы прийти к тому, чтобы нахождение в моей коллекции являлось для карьеры художника такой же весомой строкой в CV, как и важная выставка, например. Поэтому сейчас я активно изучаю примеры больших значимых коллекций, вошедших в историю искусства, пытаюсь проанализировать стратегию и структуру их построения и развития.
Работа Миши Никатина и альбом Никиты Алексеева из коллекции Анны Мерман

Можешь ли поделиться, какие факторы для тебя значимы при покупке? Как принимаешь то или иное решение?


Я бы выделила три ключевых направления, как я принимаю решения.
Бывает, что я нахожу совсем еще молодого автора, у которого пока может и нет институционального признания, но у которого, на мой взгляд, есть большой потенциал. Я покупаю его работу, чтобы поддержать художника, дать понять, что интерес к его искусству есть и важно продолжать работу.
Помимо этого, я слежу за всеми инициативами из связки “искусство и благотворительность”: самые разные благотворительные аукционы, ярмарки и тд. С февраля прошлого года многие фонды потеряли постоянные донации, поэтому я стараюсь участвовать во всем, что попадает в поле зрения. И всегда радуюсь, что художники тоже осознают свою миссию и готовы участвовать в проектах, где часть выручки от продажи искусства идет тем, кто сейчас нуждается в этом больше.

И последним примером покупки, пока самым редким, являются ситуации, когда я понимаю, что приобретение какой-то работы будет делать мою коллекцию чуть более значимой, а значит есть шанс, что постепенно это поможет каждому из художников в коллекции увеличивать свое присутствие на арт-рынке.
Работа Виктории Кошелевой из коллекции Анны Мерман

Следишь ли ты за коллекциями других?


Да, для меня важно быть в курсе того, как развиваются коллекции моих коллег в этой области. Я рада, что у нас в журнале “Объединения” появилась отдельная рубрика “Искусство дома” — каждую статью о чьей-либо коллекции жду и читаю с огромным удовольствием: они для меня как окошко, возможность подсмотреть за тем, что покупают и как размышляют другие, вдохновиться их историями.

Мне бы хотелось, чтобы процесс коллекционирования стал более публичным и видимым. Открытость и прозрачность в этом деле провоцирует интерес других, вдохновляет и доказывает, что все возможно при любых исходных условиях, даже при ограниченном бюджете.

Около года назад мы с мужем создали отдельную страницу в социальной сети для нашей коллекции, регулярно обновляем ее и делимся новыми приобретениями. Мне кажется, что этим важно и нужно делиться, избавляться от предрассудков, что другие будут считать твои деньги. Не вижу ничего плохого в том, что в какой-то момент я приняла решение тратить часть своего бюджета на искусство, я ценю, что у нас есть такая возможность. И мне хочется верить, что мы можем вдохновлять своим примером других.

Расскажи, происходит ли у вас планирование бюджета на искусство? Есть ли лимиты, или наоборот, минимальный порог, с которого можно начать создавать коллекцию?


Хорошо помню, что мои расходы на искусство начинались с 2-3 тысяч рублей на работу, и каждая такая покупка была для меня важным событием. Поэтому я совершенно точно убеждена, что начинать можно с любой суммы. Ограничение бюджета может наоборот привести к супер находкам – даже на Авито иногда находятся работы современных художников.

На данный момент моя практика бюджетирования заключается в том, что всегда есть лимит, который мне комфортно тратить на разовые покупки. Если что-то выходит за рамки этого, мы можем забронировать работу или обдумывать ее приобретение, параллельно откладывая деньги на протяжении нескольких месяцев.
Работа Анны Таганцевой из коллекции Анны Мерман

Возможно, есть какой-то пример из твоей практики, когда приобретение работы превратилось в приключение?


У меня был случай в прошлом году, когда галерея XL организовывала благотворительный аукцион. Мне заранее прислали каталог, и там была работа Вилкина и Бегальской, стоимость которой мне показалось очень привлекательной – я понимала, что купить их за такую сумму в других обстоятельствах просто невозможно.

Но я была не в Москве и лично принять участие в аукционе не могла; более того, у меня был план заполучить ее еще до начала аукциона, чтобы она досталась мне наверняка. Я опубликовала у себя в сторис вопрос, есть ли кто-то из моих знакомых недалеко от Винзавода и может помочь с покупкой. В течение 15 минут откликнулась девушка, которая работала в соседней галерее.
Работа Александры Паперно из коллекции Анны Мерман

Пользуешься ли ты социальными сетями для того, чтобы находить новые имена? Кажется ли тебе важным, чтобы художник уделял внимание их наполнению?


Определенно да. Найти в социальных сетях малоизвестного художника, который пока еще никем не представлен – это распространенный в моей практике случай. Множество моих удачных находок происходили именно так.
Любому художнику, особенно начинающему, важно уделять время и внимание тому, как выглядят их социальные сети. На это обращают внимание кураторы и коллекционеры. Приглашения в проекты или даже покупки часто случаются именно на основании того, насколько четко и визуально стройно художник оформил свою страничку. Уже невозможно игнорировать важность того, как выглядят твои страницы в социальных сетях.

Что бы ты посоветовала начинающим коллекционерам?


Это частый вопрос, что приобрести в коллекцию в первую очередь. Но мне кажется, что давление “первой покупки” излишне и не должно влиять. Ошибаться совсем не страшно. Осознать до конца, твоя это работа или нет, можно только пожив с ней какое-то время.

Главное – не бояться сделать первый шаг. Найти ценные объекты можно в любом бюджете, начинать можно и не с арт-объектов, а с функциональных предметов интерьера, которые художники создают в коллаборациях (они, как правило, более демократичны в цене). Это может стать тем самым первым шагом в мир искусства, который по мере дальнейшего погружения будет раскрываться для вас тысячами новых граней.

Меня, кстати, в свое время очень вдохновила книга Эрлинга Кагге “Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться”. Я знаю, что некоторые историки и теоретики искусства считают ее довольно поверхностной, но мне она нравится именно за эмоциональную составляющую: я часто ее открываю, когда хочется вдохновиться и поймать новый импульс к развитию коллекции. Рекомендую ее к прочтению всем, кто находится в поисках такого толчка или навигации первых шагов.
Наш рынок искусства все еще в процессе формирования, поэтому сейчас в него можно довольно легко зайти, стать свидетелем и соучастником его развития и роста – это интересный процесс.
Фотографии в материале представлены Анной Мерман. Фото обложки - Никита Бережной