EiL Blog
Collector’s view: Денис Химиляйне

Сегодня в нашей рубрике Collector’s view рассказываем о коллекции Дениса Химиляйне, насчитывающей более 700 предметов искусства. Мы поговорили с Денисом о том, что для него значит коллекционирование и какие аспекты имеют значение при выборе новых работ для коллекции.

Фото предоставлено Денисом Химиляйне

Хочется начать с глобального вопроса – как Вы видите роль коллекционера в современном искусстве?


Я не считаю, что коллекционер должен обязательно играть определённую роль в обществе – стоит уйти от обобщений. Это отдельный уникальный человек, который, приобретая искусство, решает свои внутренние задачи. У него нет строго отведённой извне миссии и его цели глубоко индивидуальны. Предположим, вы бегаете по утрам, и, вероятнее всего, у вас нет задачи победить Усэйна Болта в 100 метровке – вы преследуете конкретные цели. Кто-то хочет показывать другим людям коллекцию, объяснять окружающим смысл своей деятельности, а кому-то нравится просто существовать в том прекрасном мире искусства, который он создаёт вокруг себя.
Здесь, и далее работы из коллекции Дениса. "Из ресторанов в космос не летают" (2010-2019), Сергей Братков.

Исходя из этого, что для Вас значит коллекционирование? И как бы Вы могли описать свою коллекцию одной фразой?


Это способ упорядочивания бытия. Возможность привести себя в равновесие с окружающим миром. Про свою коллекцию в двух словах могу сказать, что это мой путь.


Что Вы думаете по поводу передачи традиций коллекционирования в семье? Думали ли Вы о том, что будет с вашей коллекцией после Вас?


Как говорил Игорь Маркин «Успеть бы всё продать». Опять же, есть то, чего бы мне хотелось, а есть то, что будет. Я, конечно, хотел бы передать коллекцию своим детям, но только они будут решать, хотят ли "быть с искусством".


А история с передачей коллекции в музей Вам близка?


Возможно, если к моменту передачи моя коллекция будет подходить для музея.
"В будущее возьмут всех" (2016-2017), Владимир Козин

Вы можете оценить свой вклад в популяризацию современного искусства? Есть планы по шагам в этом направлении?


Я не ставлю себе задачу нести современное искусство в массы. Человек сам должен захотеть прийти к нему. Не могу назвать то, чем я занимаюсь популяризацией современного искусства. В этой сфере достаточно много профессиональных искусствоведов, музейных работников, журналистов, которые пишут об искусстве и т. д., не планирую занимать их нишу.


Вы по образованию финансист. Бывают ли покупки, в которых присутствует только инвестиционный расчёт? Или чаще – это эмоциональный допинг? Как быстро Вы принимаете решение о покупке?


Всё крайне индивидуально. Нет универсального алгоритма для приобретения искусства. Разумеется, во многих покупках есть инвестиционная составляющая. И в то же время во многих есть эмоциональный фактор. Какие-то работы покупаются сразу, о других можно думать месяцами.


Если говорить только о финансовой составляющей, там, конечно, есть алгоритм, основанный на инвестиционной привлекательности. Но, стоимость прямо коррелирует с качеством работы. Не бывает плохая работа с высокой инвестиционной составляющей, и наоборот.
"Mare Mediterraneum #6" (2018), AES+F

На сайте с вашей коллекцией 80% работ можно приобрести. Однако, есть 20%, которые нельзя купить. Какие критерии для этих работ?


Чтобы не превращать коллекцию в огромный склад искусства, я ограничил для себя количество работ. Каждой их них я присвоил внутренний рейтинг её ценности для меня. Те работы, которые не продаются, для меня особенно ценные. Это не значит, что другие работы плохие, или я использую какие-то критерии с точки зрения общих правил оценки. Дело в моих внутренних предпочтениях.


У вас в коллекции есть достаточно большие работы, например, скульптуры Ивана Горшкова, Дмитрия Каварги. Как Вы храните и демонстрируйте их?


Из шести работ Ивана Горшкова в моей коллекции одна стоит на улице в Испании, две – в загородном доме в Санкт-Петербурге, ещё две в квартире и одна в офисе. За ними ухаживают (их периодически красят) так, как научил автор. Работы Дмитрия Каварги сделаны из устойчивого материала и также расположены на улице. Сам художник любит располагать свои работы на открытом воздухе, например, в лесу.


Личное знакомство с художником влияет на решение о покупке?


Да, на моё решение может повлиять личность автора. Каждая работа отнимает у вас кусок энергии, некую часть внутри тебя. И если произведение связано с человеком, который тебе неприятен, от этого сложно абстрагироваться. Хотя не помню таких примеров, чтобы мне человек так уж сильно не понравился.


Есть ли в вашей коллекции ограничения в части медиумов?


Все стандартные медиумы я готов покупать, видео-арт в том числе. Единственное, я не покупаю NFT. У меня есть большие инсталляции, включающие несколько медиумов.

"Meeting" (2022), Группировка «ЗИП»

А есть ли в коллекции совсем неизвестные молодые авторы, если да, то как вы их находите? Как происходит знакомство с новыми именами?


Как у всех, на выставках, аукционах и т. д. Или со мной делятся информацией о новых именах. Однако, я, предпочитаю, чтобы художник прошёл какой-то путь. Важно, чтобы он не передумал быть художником. Всегда интересно смотреть на автора в динамике, как он растёт и развивается. Я стараюсь не покупать совсем молодых авторов и не принимать такие работы в качестве подарка.


Насколько важна роль проводника в становлении коллекционера? Например, в виде куратора, галериста. Как вы к ним относитесь и прислушиваетесь ли?


Я, конечно, прислушиваюсь к советам, но решение о покупке принимаю самостоятельно. Это – моя личная коллекция, и я не поддаюсь соблазну передать решение, какие работы в ней будут, кому-то ещё.

Если привлекать консультантов и помощников на начальном этапе, то очень важно попасть в правильные руки. Первые советы должны быть от людей, которые действительно разбираются в современном искусстве, чтобы потом не исправлять ошибки.


Насколько важна для начинающих теоретическая подготовка, например, знание истории искусства?


Мне это не кажется очень важным. Коллекционер учится на своих, не на чужих ошибках. Если человек не прошёл этот этап, то сложно двигаться дальше. Формирование коллекции – это всё же путь, а не устойчивое состояние. Ты меняешься и меняется твоя коллекция, можешь находить новое для себя или в какой-то момент вернуться к прошлому.


У Вас есть в собрании нероссийские авторы?


Нет. Если говорить про западное искусство, мы ограничены годами, деньгами, возможностями познания. Я уверен, что не соберу хорошую коллекцию западного искусства, которая бы меня радовала, а плохую собирать не хочу.


Какую часть ваших доходов вы тратите на искусство?


Сложно сказать, я не подсчитывал. Но, могу отметить, с того момента, как я стал коллекционировать, я перестал вкладываться в убыточные бизнесы, приносящие потом разочарование. Искусство, возможно, позволило мне сэкономить громадное количество денег. Когда мне сейчас предлагают вложиться в какое-то рисковое предприятие, я говорю – нет, у меня есть искусство.
"Из запоя меня вывели дипрессию сняли" (2017), Анна Желудь

Как вы думаете, изменился ли рынок коллекционирования за последнее время? И что будет с российским рынком современного искусства в ближайшем будущем?


Однозначно изменился, есть несколько тенденций, которые я вижу.

Во-первых, кратно вырос спрос на признанное музейное искусство, например, на художников-нонконформистов. Но только на первые имена и правильные периоды. Многие работы подорожали в два раза. Люди рассматривают приобретение такого искусства, как инвестиции и защиту от инфляции.


Во-вторых, молодые художники не могут показывать свои работы в том объёме, что и прежде. Качественного искусства стало меньше. И здесь же, можно отметить, что на ныне живущих российских современных художников цены упали.


Отвечая на вопрос – что будет с рынком искусства в нашей стране – можно сказать, его будущее зависит от траектории развития страны в целом.


На что стоит обращать внимание начинающим коллекционерам?


В первую очередь – на свой кошелёк. Не верю в истории, когда человек при отсутствии соответствующего бюджета, собрал прекрасную коллекцию. Чтобы быть коллекционером, нужно вкладывать деньги.
"Симуляция нормальности" (2014), Ольга и Олег Татаринцевы
Все фото работ художников, использованные в интервью, предоставлены Денисом Химиляйне