Наша сегодняшняя героиня – Александра Паперно, известная российская художница, чьим творчеством мы бесконечно вдохновляемся.
Александра родилась в Москве, в школьном возрасте переехала с родителями в США. Окончив в Нью-Йорке знаменитую школу искусств Cooper Union, вернулась в Москву, где до сих пор живет и работает.
Первая персональная выставка Александры состоялась в 2004 году в московском ГЦСИ. С тех пор её персональные выставки многократно проходили в галереях и музеях в России и за рубежом, ее работы есть в коллекциях Государственной Третьяковской Галереи, Московском музее современного искусства, в М HKA в Антверпене и многих других.
В нашей беседе мы поговорили о становлении художественного пути, об отношении к коллаборациям искусства и брендов и традиционно попросили совета для молодых художников. А Александра нам рассказала, где ее работы можно увидеть прямо сейчас.
Первый вопрос у нас традиционный – расскажи, когда и как начался твой творческий путь?
Не помню, когда точно он начался, но к семи годам я уже выписывала журнал «Юный художник», ходила с большой папкой в Краснопресненскую художественную школу за Тишинским рынком и считала себя художником. Эта школа крайне важна на меня. Некоторые работы на моей последней выставке были ей посвящены – родным кувшинам, драпировкам и Сократам.
В 13 лет меня увезли в Чикаго. Видя, как я скучаю по Москве, вспоминаю свою художественную школу и всё время рисую, жена коллеги родителей, художница Моника (Ники) Бок, записала меня на субботние классы живописи в Art Institute of Chicago. Это очень хорошая старая школа, и Ники в ней тогда преподавала. Мне разрешили посещать классы со взрослыми. Там было интересно, на меня произвело большое впечатление обилие всевозможных материалов, которых в 80-х годах в России я не видела – вёдра акриловой краски и так далее. В одном здании с институтом находился один из старейших музеев в мире, с большой прекрасной коллекцией, которую я отправлялась смотреть после уроков. Несмотря на то, что я посещала довольно классический класс живописи, в соседних помещениях производились неожиданные для меня вещи, не вписывающиеся в то, что я ожидала встретить в школе, да и вообще не похожие на искусство в привычном тогда понимании и вызывало у меня странную смесь любопытства и отторжения – это было чем-то совсем для меня новым.
Как ты считаешь, современному художнику обязательно иметь классическое академическое образование?
Современному художнику всё необязательно. Можно иметь академическое художественное образование, можно иметь академическое нехудожественное образование, а можно не иметь формального образования.
Что случилось дальше, когда ты вернулась в Москву?
Это был 2000-й год, и мне было не очень просто, я в Москве совсем никого не знала из художественной среды. Ну ещё и потому, что со времен Краснопресненской школы у меня осталось желание заниматься именно живописью (в смысле «painters painting»), а в мире так называемого современного искусства в Москве живописи тогда было очень мало и многими было принято ее презирать. Я устроила себе мастерскую в коммунальной квартире, в комнате прабабушки с прадедушкой в Леонтьевском переулке – там я жила какое-то время в детстве, а к началу нулевых дом был почти пустым, его собирались сносить. В общем, какое-то время, года три, я рисовала и никому ничего не показывала кроме близких друзей. Это было очень полезным периодом.
Как случилась первая выставка?
После первой персональной выставки в ГЦСИ всё пошло по восходящей?
Не уверена, что путь был радужно-восходящим, но, во всяком случае, дальше началось какое-то движение, и это - главное. В один из последних дней выставки в ГЦСИ в Москву приехал Ник Ильин, нас незадолго до этого познакомила моя бывший профессор Дори Эштон, когда Ник делал выставку Марка Ротко в Эрмитаже. Он пришел на выставку вместе с Терезой Мавикой, она тогда начинала заниматься русскими художниками. Терезе понравились мои работы, и мы много впоследствии сделали вместе.
Обычно у художника есть Artist Statement. У тебя он как-то менялся со временем?
Если говорить про медиумы, в которых ты работаешь. Я правильно понимаю, что, в основном, это живопись?
Да, но не только. Я делала какие-то инсталляции, печатные работы – шелкографии, литографии. Ещё я со школы занималась фотографией, вернулась к ней в 2015-м году, когда делала серию посвящённую Краснопресненской школе, она называлась «Урок рисования». В 2018 году у меня была выставка в Музее Архитектуры, в пространстве «Руина». Оно очень живописное и очень тяжёлое для живописи своей фактурностью, театральностью. Получилось, что оно потребовало совершенно разных медиумов – там было много всего, в том числе и видео. Кино и видео я тоже занималась в институте, моим учителем был прекраснейший Роберт Брир, один из основателей американского авангарда, известный в первую очередь своими фильмами на 16-мм и 8-мм кинопленках, в которых сочетались абстрактная и репрезентативная живопись, ротоскопия, фотографии.
Сейчас достаточно популярна тема коллабораций искусства и бизнеса. Как ты относишься к этой теме?
Где сейчас можно увидеть твои работы?
Какой совет ты бы дала молодым художникам?