Сегодня мы продолжим рассказывать о художественной сцене Санкт-Петербурга и поделимся большим интервью с Анной Бариновой, основательницей галереи современного искусства Anna Nova — одной из ведущих частных институций в России.
Галерея Anna Nova, основана в 2005 году, сотрудничает с современными российскими и зарубежными художниками и кураторами, создавая смелые и концептуальные проекты. Помимо этого, галерея ведет просветительскую деятельность и периодически организует мероприятия, направленные на популяризацию современного искусства среди широкой аудитории.
С Анной мы поговорили о том, что такое идеальная галерея, про эффективные стратегии продюсирования художников и роль галереи в развитии института коллекционирования. А также, безусловно, попросили советов для начинающих галеристов.
Anna Nova Gallery входит в тройку самых продвинутых галерей Санкт-Петербурга. При этом, она одна из старейших галерей города. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось? Как галерея развивалась?
Галерея работает уже 18 лет. Мы открылись в 2005 году и за это время было реализовано более 100 выставок. Галерея приняла участие в более 20 международных ярмарках и реализовала большое количество партнёрских проектов. Однако ко всему этому мы пришли не сразу. Изначально галерея была только на одном этаже и представляла камерные небольшие выставки. Первые пять лет куратором в галерее была петербургский искусствовед и ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Екатерина Андреева. Она помогала нам с подбором художников, выстраивала вместе с нами политику галереи. Позже мы начали понемногу расширяться, появился второй этаж, а затем и третий – Collectors Lounge. Это специальное закрытое пространство, где мы сочетаем произведения современного искусства с предметами интерьера. Также за время работы был сформирован достаточно большой пул коллекционеров галереи – это более 400 покупателей. Сейчас на постоянном контракте мы работаем с 14 художниками, часть из которых переехала и, на данный момент, проживает за рубежом. Но мы продолжаем с ними сотрудничать.
Какой, на ваш взгляд, должна быть идеальная галерея?
Можете поделиться ключевыми моментами эффективных стратегий продюсирования?
На данный момент, достаточно сложно говорить о долгосрочных стратегиях. Сейчас мы находимся в турбулентном состоянии и, скорее, ориентируемся на решения краткосрочных задач. Исходные данные и условия меняются очень быстро. Но если рассматривать продюсирование в целом, то, безусловно, это проработанная стратегия, которая включает в себя институциональное продвижение, ценовую политику, PR и другие аспекты. Для нас очень важно, чтобы художники чувствовали поддержку с нашей стороны и ощущали командную общую работу.
Расскажите, пожалуйста, про последние знаковые проекты галереи.
Я обозначу два проекта, которыми мы очень гордимся и считаем, что у нас получилось их реализовать на высоком уровне.
Первый — это двухчастный проект Хаима Сокола «Превращение как форма сопротивления». Мы показали его одновременно в двух пространствах: первая часть — в галерее, а вторая в полуразрушенном особняке Лопухиных - Нарышкина, где сейчас базируется культурное пространство «Третье место». Мы пошли навстречу художнику, которому хотелось сделать site-specific проект. В итоге, выставка получилась мощной и сложной. Она была посвящена трансмутациям и пограничным состояниям, отсылающим к различным темам: коллективной травме, исторической памяти, переосмылению прошлого и осмыслению настоящего. Посещаемость выставки оказалась очень высокой, были написаны критические тексты о проекте, мы получили много ярких и глубоких отзывов. Для нас, как для галереи, показательно, что, большая часть работ с выставки были проданы в достойные коллекции.Какова роль галереи в развитии института коллекционирования?
Фрагмент спозиции выставки Устины Яковлевой в Collectors Lounge «Временное касание», 2018. Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova.
Изменилась ли работа с коллекционерами за последний год?
В целом, нет. У нас был очень успешный предыдущий год с экономической точки зрения. Возможно, один из самых успешных за все годы работы и я надеюсь, что в текущем году эта тенденция продолжится.
Какие советы вы могли бы дать начинающим галеристам?
Важно найти баланс. Гармонично распределять свои ресурсы и энергию. Галерейный бизнес зачастую требует терпения, опыта и готовности к неожиданному. Здесь формируется определенная закалка. В мир искусства заходят по-любви. Я на протяжении 30 лет занималась музыкой и поняла, что этому можно было посвятить всю жизнь лишь тогда, когда ты не можешь без этого жить. С миром искусством также. Необходимо иметь огонь, страсть к своему делу и желание жить им. Также важно понимать, что деньги — это следствие твоей работы, инструмент и ресурс. А превыше – люди, с которыми ты выстраиваешь взаимодействие. Как и мои коллеги, я советую, по возможности, на первых порах иметь какую-то материальную базу. А вот форматы могут быть разными: отдельное пространство, собственная квартира, витрина или даже пальто.