Продолжая рассказывать об арт-сцене Санкт-Петербурга, мы, наконец, рады представить вам интервью с Мариной Гисич – владелицей одной из первых галерей современного искусства в городе, открытой более 20 лет назад.
Галерея, расположенная на набережной реки Фонтанки, сотрудничает с такими классиками российского современного искусства, как Керим Рагимов, Владимир Кустов, Петр Белый, Виталий Пушницкий, Кирилл Челушкин, и др.
Помимо самой галереи, не менее известна частная коллекция искусства Марины Гисич. Во время своих визитов в Санкт-Петербург, коллекцию Марины оценили Бриджит Макрон, Элтон Джон и один из самых влиятельных арт-экспертов в мире - Каспер Кёниг.
Мы поговорили с Мариной о наиболее актуальных вопросах российского арт-рынка и текущих проектах галереи.
Марина, у Вас невероятный опыт работы с коллекционерами. Как изменился рынок коллекционирования в 2022 году?
В прошлом году я наблюдала как искусство «входит в нас» колоссальными темпами, как бы это громко не звучало. Коллекционирование растет, так как в столь сложные времена искусство – это отдушина. Многие из нас потеряли возможность напитываться от разных срезов культуры, как раньше, во время путешествий. И так как мы ограничены сейчас, то желание быть с искусством выходит на первый план. Ярмарка Cosmoscow этого года подтвердила, что люди хотят не только смотреть на искусство, но и покупать его, спрос был огромный. К тому же, искусство – это один из способов вложений, сохранения своих денег. Другой вопрос, что деньги, потраченные на искусство, должны ему соответствовать. И здесь все зависит от вашего опыта, вовлеченности в рынок и ваших советчиков.
Мы знаем, что у Вас есть опыт в организации коллабораций между бизнесом и искусством, сможете поделиться одним из примеров реализованных проектов? И что с Вашей точки зрения самое главное в коллаборациях?
В качестве примера могу привести наш проект в башне «Город Столиц» в Деловом центре.
Руководство Capital Group (прим. автора: одна из крупнейших девелоперских компаний, Город Столиц – один из их проектов) являются серьезными коллекционерами. У них есть прекрасная коллекция американского искусства 60-70 годов, работы из которой они показывали в холле Города Столиц. Однако, они искали что-то новое, соответствующее уровню художников, которые ранее присутствовали в их пространстве. Идея была в том, что, заходя в холл, люди сталкиваются не просто с декоративным искусством, но с шедеврами современного искусства.
В рамках нашего проекта мы меняем экспозицию каждые три месяца. Мы сделали для них выставку Керима Рагимова, Кирилла Челушкина, сейчас выставлены работы Виталия Пушницкого.
На открытиях выставок я читаю лекции в различных форматах. Это может быть artist talk с представлением художника или тематическая лекция. Например, одна из последних лекций «Искусство, как душа пространства» о том, как искусство попадает в частное или жилое пространство и начинает менять мир вокруг себя, как люди начинаю концентрировать внимание на другом.
Если говорить о том, что наиболее важное в коллаборациях, то это поиск связей и соприкосновений, которые были бы полезны обеим сторонам. Где-то есть люди, которые были бы счастливы поддержать нас и повысить эффективность своего бизнеса, и мы хотим находить их и выстраивать взаимоотношения. Для заказчика польза – это искусство, с помощью которого он может выстроить новые связи с контрагентами и клиентами, для галереи – минимизация накладных расходов и дополнительные финансовые ресурсы на ее развитие.
Помимо MARINA GISICH GALLERY есть также галерея MARINA GISICH PROJECTS. Чем отличаются эти галереи и какие у них задачи?
Две галереи занимают совершенно разные позиции. Управлением PROJECTS занимается моя команда, и здесь я даю им пространство для действий. Руководит PROJECTS Галина Леонтьева, которая работает со мной уже 12 лет. Мы совместно выбираем стратегию, а дальше она самостоятельно формирует контент. Если в MARINA GISICH GALLERY попадают только художники и проекты, в которых я уже уверена, то MARINA GISICH PROJECTS – это пространство для экспериментов. То есть, у этой галереи есть возможность ошибаться и за счет этого находить новые языки, пограничные и сложные темы, для которых нужна смелость в определенной степени. Впоследствии искусство может мигрировать из PROJECTS в основную галерею. MARINA GISICH GALLERY спонсирует PROJECTS, тем не менее, вторая галерея – это тоже коммерческий проект, где мы продаем искусство.
Какие выставочные проекты сейчас проходят в галереях?
В декабре мы открыли две долгожданные выставки. В MARINA GISICH GALLERY до 18 февраля проходит выставка одного из основателей арт-группы «Север-7» Александра Цикаришвили «Аллотриофагия». Александр обладает редким художественным языком. Мы показываем срез его работ, включающих живопись, инсталляцию и коллажи.
Примечание автора: Александр - скульптор, живописец, график, перформер и музыкант. Он, также, является сооснователем и куратором галереи Kunsthalle nummer sieben. В своей творческой практике изучает мутации понимания национального, визуальные штампы и наслоения медийных образов.
Его работы находятся в коллекции музея M HKA (Антверпен), Московского музея современного искусства, Музея имени Сергея Курехина, Музея искусства Санкт-Петербурга, в коллекции Алин Видаль и Антуана де Гольберта, а также в других частных собраниях.
Какие советы Вы можете дать молодым художникам в части взаимодействия с галереями?
Первое, что хотела бы отметить: художник, приходя в галерею, должен хорошо представлять, чем она занимается. Посмотреть каких художников галерея представляет и попробовать сопоставить себя с ними. То есть, не повторяете ли Вы кого-то, уже представленного в галерее, каков уровень художников, с которыми галерея работает, представляет ли галерея молодое искусство и т.д.
Второй совет – это пробовать работать в группах и самоорганизациях. Организовывать самостоятельно групповые выставки, нанимать кураторов, возможно, таких же молодых и начинающих. Так вы создадите базу для выхода на более серьезные и крупные галереи.
И третье, нужно постоянно работать над продвижением себя в рынок. Подавать заявки на все подходящие опен-коллы, в резиденции и т.д., но при этом не забывать смотреть на свою практику со здоровой критикой.