EiL Blog
Collector's talk с Татьяной Столяр

Команда Elephant in the Louvre сегодняшним материалом открывает новую рубрику, посвященную коллекционированию.


Первым героем рубрики стала Татьяна Столяр, коллекционер современного российского искусства и одна из основательниц нашего любимого Антиглянца.


С Татьяной мы встретились в уютном Lobby в окружении работ Ахмата Биканова, и поговорили о ее пути в коллекционировании, о молодых российских художниках и о будущем искусства в России.

Татьяна Столяр

Как все начиналось? Была ли первая покупка импульсивной и осталась ли она в вашей коллекции?


Я много лет писала про культуру и искусство, общалась с художниками, коллекционерами, музейным сообществом, освещала выставки, брала интервью у представителей арт-мира. Но я никогда не представляла, что могу обладать искусством. Мне всегда казалось, что это какие-то запредельные деньги, никогда не приходило в голову, что у меня на стене окажется современное искусство. Хоть я и общалась c коллекционерами, бывать у них дома не случалось, поэтому искусство в бытовых условиях я себе плохо представляла.


Недавно соцсети напомнили мне о моем первом походе на Cosmoscow в 2015 году, а в 2018, спустя три года, там же состоялась моя первая покупка искусства. Я пришла на стенд галереи Fragment (ныне, к сожалению, не представленной в России) и увидела гобелен Данини «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Сердечко сразу йокнуло. Похожий советский гобелен висел в деревенском доме моих бабушки и дедушки, над моей кроватью. Я сразу подумала «какая классная работа!». И пошла традиционно делать еще один круг, но мысли о работе ни на минуту не оставляли. Я подошла к Сереже Гущину и спросила, сколько стоит работа. Он отправил мне прайс, и тут неожиданно, в этот момент пришла на карту зарплата. Если к ней было еще немного добавить, получалась стоимость работы- сумма достаточно существенная в тот момент для меня. Я решила еще раз подумать, но после бокальчика просекко пришло однозначное решение- надо брать! И я ее купила. Когда работу доставили ко мне домой, первой мыслью было – «а что с ней делать?», второй- что это, наверное, первое современное искусство в Алтуфьево, где я тогда жила. Тогда я гобелен так и не повесила, но позже, переехав в новую квартиру, эта работа первая обрела свое место на стене. Я повесила ее рядом с телевизором, и она сейчас открывает мою «стену Данини». У меня самая большая коллекция работ Данини, и целая стена в квартире посвящена только ей.
Работа Данини

После покупки первой работы была ли пауза? Или портал в коллекционирование открылся и было не остановить?


Следующая моя покупка случилась в пандемию. Был замечательный проект «Шар и крест», с которого многие начали коллекционировать. Я купила там много небольших вещей, часть из них в подарок. Там же я купила три работы Вани Волкова. Для этого мне пришлось съездить в Протвино к нему в мастерскую. Про Ваню я узнала, наблюдая за покупками Антона Белова (прим. редакции- директор музея Гараж), в чьем безупречном вкусе я не сомневалась. Приехав в пандемию в мастерскую к Ване в Подмосковье, я поймала в себе новое чувство, невероятный азарт true- коллекционера. Безусловно, нужно отдать должное создателям «Шара и креста», это была очень крутая платформа, благодаря которой в пандемию у многих проснулась та самая коллекционерская тяга. Примерно тогда же, на благотворительном аукционе я купила работу Зины Исуповой за какие-то совсем небольшие деньги. Сейчас такие работы ее стоят раза в 3-4 дороже. Сразу оговорюсь, что при покупке работ я не ставлю инвестиционных целей, но, совершенно естественным путем почти все мои работы со временем выросли в цене.
Работа Зины Исуповой

Как Вы считаете личное знакомство с художником может повлиять на окончательное решение о покупке?


Возможно, но, до сих пор мне на пути встречались художники, с которыми я заочно на одной волне. Со многими я в дружеских отношениях, например, с Аполинарией Брошь, с Данини. Недавно, наконец, на Cosmoscow произошло приятное очное знакомство с Ваней Горшковым, который специально для меня делал работу, но до тех пор мы общались только онлайн.


Есть ли у Вас какой-то интерес или уже сложившийся опыт открытия имен молодых авторов?


На мой взгляд в этом вопросе очень важен вопрос насмотренности и твоего окружения. Работу Оли Австрейх, которая сейчас у всех на слуху, я купила еще несколько лет назад, просто увидев в соцсети у приятельницы. Мне кажется, это как раз та история, когда я просто интуитивно угадала, почувствовала большого художника. Недавно я приобрела еще одну ее работу с недавней выставки в Lobby.


Эмма Гонсалес Монро, сделала мне работу на заказ - нарисовала мне мою квартиру. После того как увидели работу у меня - начали брать на какие-то аукционы и т.д.


Я периодически посещаю выставки выпускников художественных вузов, раньше не пропускала выпускные выставки «Свободных мастерских».

Еще молодых художников я отслеживаю в соцсетях, провожу опросы у себя в сторис, периодически кто-то из галеристов мне кого-то советует.


Если ли какая-то цель у вашей коллекции? Или это просто эмоциональный допинг?


Я считаю, что любая коллекция — это портрет, отражение коллекционера. Со временем, портрет меняется, меняется и взгляд на коллекцию, от каких-то работ я отказываюсь.


Какую часть годового бюджета Вы тратите на искусство? С какой частотой покупаете?


Примерно около 10% месячного бюджета я трачу на искусство. В последнее время я почти ничего не покупала. Нет настроения по понятным причинам. Из недавнего– Ульяна Подкорытова и Апполинария Броше делали мне работы на заказ. Ну и из совсем новых приобретений – работа Евгения Дедова и графика Алисы Горшениной, купленная на благотворительном аукционе. Еще на Vladey купила крошечную графику Юло Соостера в подарок шестилетнему племяннику, пусть тоже приобщается к коллекционированию.

Аукцион — это вообще отдельный жанр. Мне очень нравится азарт во время повышения ставок. На Vladey приобрела одну из самых любимых работ - «Портрет крестьянки во время спецоперации» Владимира Абиха.
Работа Владимира Абиха

Что Вы думаете об российском искусстве за пределами Москвы и Петербурга?


В Воронеже прекрасно, там отличный культурный движ. Галерея Х.Л.А.М, представленная на Cosmoscow, показала классные работы в этом году. Еще, безусловно, Нижний Новгород, Студия Тихая и другие галереи. В Нижнем много хорошего искусства.


Сколько работ насчитывает ваша коллекция?


Сейчас у меня примерно 35 работ, из них 6 сделано на заказ специально для меня. Я, как куратор, готовлюсь сделать очень личный выставочный проект. Есть определенная тема, с которой я работаю, с ней я обращаюсь к художникам, которые мне симпатичны. Если мы понимаем друг друга и оказываемся на одной волне, я рассказываю задачу, и художник приступает к работе. Первую работу в этом проекте для меня сделал Артем Филатов. В процессе было очень интересное общение, вдумчивая реализация. Для того, чтобы полностью закончить проект мне нужно еще 4-6 работ. Сейчас я нахожусь в поиске художников. Есть четкая картинка в голове и кураторский текст. Думаю, в скором времени приглашу вас на открытие выставки.


Есть ли какие-то ограничения в коллекции? Количество работ, медиумы?


Конкретно сейчас у меня одно ограничение – стены. Честно говоря, давно хочется какую-то инсталляцию, но пока как-то не срослось. Не очень люблю жанр фотографии и, пока, не готова к видеоарту.

Мне важно, чтобы работа откликалась мне, вписывалась в мои основные темы (Юность и Русь), чтобы в работах был какой-то панк и протест.
Работа Артема Филатова

Если немного помечтать и предположить, что нет верхней ценовой планки - каких знаковых международных и российских авторов хотелось бы иметь в своей коллекции?

Безусловно — это Баския, также очень нравится Фрэнсис Пикабия, ну и, конечно, Трэйси Эмин. Из российских - Тимура Новикова хочу! Михаила Ларионова, если идти в чуть другую эпоху. И скульптуру Веры Мухиной, сейчас она особенно актуальна).


Вам часто дарят искусство?

Искусство дарят часто. Приятно, когда дарят художники. В целом, дарить искусство надо очень аккуратно, учитывая вкус коллекционера и тему его коллекции.


Ну и наш традиционный финальный вопрос - как Вам кажется, что будет происходить с современным искусством в России сейчас?


Я думаю, что пришел черед каких-то самоорганизаций, арт сообществ, которые существовали бы за пределами институций и развивались, в том числе, через соцсети. Мне кажется, важно сейчас организоваться вместе, ставить общие цели, помогать друг другу - только так мы сможем построить что-то важное в искусстве.