Наш сегодняшний собеседник – Пьер-Кристиан Броше – один из самых известных коллекционеров современного российского искусства. Не будет преувеличением утверждать, что по его коллекции можно изучать историю российского современного искусства, начиная с начала 90-ых годов.
Вклад, который внес и до сих пор вносит Пьер Броше в популяризацию современного российского искусства сложно переоценить.
Пьер в течение последних 30 лет занимался изданием книг и альбомов по искусству, являлся организатором выставок российских художников не только в России, но и зарубежом, выступал в роли куратора выставочных проектов, в том числе такого масштабного события, как Биеннале в Коми.
Нам особенно импонирует, что Пьер много внимания уделяет молодым российским художникам. В текущий момент он также курирует направление «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Мы поговорили с Пьером о роли коллекционера в истории искусства, о выборе работ для коллекции, о ярких культурных проектах и, как всегда, попросили советов для молодых художников и начинающих коллекционеров.
Где-то прочитала вашу фразу, что Вы собираете современное искусство для того, чтобы сохранить подлинное свидетельство определенного времени и Вам важно знакомство с автором, важно знать, откуда у автора идея, как она зародилась и как развивалась. А бывают ли исключения, когда Вам понравилась работа, но Вы не знали художника и все равно купили ее?
Это случалось, редко, но случалось. Одна из таких покупок – работа стрит артиста Zoom, которую я приобрёл в галерее RuArts в июле 2020 года, сразу после пандемии. Это большой металлический забор, где написано Are you ready for the Future? и Проход Запрещен – Зона заражения с множеством наклеек! Работа была и есть до сих пор абсолютно актуальная. Я не мог пропустить эту работу. Долго искал художника, который прятался под псевдонимом. Я имел удовольствие с ним познакомиться и поговорить в Санкт-Петербурге лишь в декабре 2021 года. Очень жаль, что он недавно умер.
Я ощущаю необходимость в общении с художниками, чтобы лучше понимать их видение и работы. При этом мне не нужна прямая интерпретация и "разжевывание", фраза "художник хотел сказать" меня вообще раздражает. Когда ты собираешь коллекцию, ты создаешь живой организм, отражающий не только историю автора и твою лично, но и историю страны.
Расскажите про вашу первую покупку искусства. Помните, как она произошла?
В России? Это было в Первой Галерее у Айдан Салаховой на Цветном бульваре в 89-ом году. Я купил три работы Гии Абрамишвили – деревянные крашенные доски, где было написано «Продукты». В этот же день я приобрел маленькие коллажи и одну большую фотографию Гора Чахала.
Все начиналось на самом деле в Западном Берлине, во время моей стажировки в 1983 году в резиденции «Кунстлерхаус Бетаниен», тогда важнейшем месте для современного искусства в Европе, где работали фантастические художники: Эдвард Кинхолц, группа Флюксус, Райнер Феттинг, Саломе… Я подружился с румыно-израильским художником Сержем Шпицером, у которого купил две работы и с одним скульптором из Дрездена Артмутом Бонком, у кого я тоже купил графику. Мне было 22 года.
Вы много работаете, общаетесь с молодыми художниками. Чувствуете ли Вы в разговорах с ними, когда у человека внутри все горит, он это визуализирует и передает, или когда человек хочет сделать что-то потому, что следует актуальной повестке?
Если продолжить Вашу мысль – какова роль коллекционера в современном искусстве в глобальном смысле?
В искусстве есть два главных персонажа – художник и ценитель-коллекционер, который определяет, что есть искусство. История искусства, которую можно увидеть в главных картинных галереях и музеях мира сегодня — это история выбора коллекционеров в разных эпохах в разных странах, которые собирали своих современников. Коллекционер является главным «диктатором» вкуса, и он создает историю искусства – это без сомнений. И то же самое с современным искусством, с новым нюансом, что сегодня большую роль играют кураторы крупных арт-институций. Частный галерист, критик – лишь посредники. Историю создает коллекционер.
Нужно серьезно быть погруженным в теорию и историю искусств коллекционеру или важны внутренние чувства, ценности?
Образование необходимо, и образование абсолютно в разных сферах. Нужно желание расширить поле зрения, обогатиться эмоционально. Знание истории искусства дает авторитет. Но надо чувствовать еще и ответственность перед собой, перед обществом и перед историей. И не обязательно иметь большие деньги.
У вас много проектов, популяризующих современное искусство. Оглядываясь назад, какой Вы бы выделили как самый значимый для себя?
Ну первое – это выставка в ММСИ в 2007 году, к ней был издан каталог «Коллекция Пьера Броше». Тогда несколько человек, монстры коллекционирования старого искусства, увидели выставку и сказали: «У тебя подбор без ошибок, ты выбрал все суперкультовое и суперважное. Мы четко видим всю историю искусства России после перестройки».
Биеннале в Коми в 2021 году – тоже очень важный для меня этап, потому что впервые я выступил там в роли куратора. Нами были отобраны художники, которые, мне казалось, могли наиболее четко ощутить специфику каждой точки региона Коми. И это нам позволяло действительно получить какую-то новую связь, какие-то новые смыслы.
Если немного заглянуть в будущее, как Вы думаете, что будет с вашей коллекцией после Вас?
У вас происходит ротация коллекции? Вы что-то продаете?
Продаю, но очень редко. Когда вещь из моей коллекции попадает к другому коллекционеру или в музей – все равно все говорят, что это бывшая работа из коллекции Пьера Броше. А что мне? Мы же мечтаем быть вечными. Такой прекрасный путь – быть коллекционером.
Вы говорите про фиксацию времени. Есть ли у Вас такие работы, которые Вы, например, купили в 2000-е годы, с одним вашим настроением, а потом все поменялось, и теперь Вы вообще не хотите на них смотреть, хотите от них избавиться?
Нет. Я не помню, чтобы у меня были вещи, о которых я думал: «блин, почему я это купил?». Эмоциональный вклад, который ты вкладываешь в процесс приобретения – это как первая любовь.
Вы как-то говорили, что собираете авторов, которые живут в России. То есть Вам важно, чтобы они жили здесь. Будете ли Вы покупать авторов, которые живут за рубежом, или для Вас важно именно отражение российской реальности?
Это я сказал до 2022 года, имея в виду, что у меня нет ни Кабакова, ни Булатова, которые здесь родились. Сегодня ситуация изменилась серьезно. Оказалось, что уже около десяти художников, которые я собираю, не живут в России. И я их продолжаю поддерживать, конечно. Поэтому я уже собираю не только тех, кто живет здесь.
Давайте поговорим о молодых художниках. Как Вы их оцениваете? На каком этапе начинаете их покупать и какой фактор Вам позволяет в них поверить?
Можете дать совет молодым художникам и начинающим коллекционерам?
Молодые художники, учитесь мыслить и не забывайте, что ваш язык визуальный. Читайте много, не только Мишеля Фуко и Деррида, это нужно для багажа, конечно, но есть много всего другого. Про этнографию очень важно. Этнография и экология – это новый тренд, очень перспективный, на мой взгляд, именно сейчас, когда важно сформулировать, в каком мире мы хотим жить.
Начинающим коллекционерам – ходите по выставкам, изучайте историю искусств и определитесь, хотите ли быть коллекционером или просто купить несколько работ для украшения дома. Жизнь коллекционера — это страсть, это постоянное общение с художниками, покупка работ, участие в выставках и т.д. Если Вы не хотите ошибаться и хотите покупать правильные работы — смотрите, что покупают большие коллекционеры. И это важно, потому у нас, особенно сейчас, много творцов, но мало хороших художников. В принципе сделать шикарную коллекцию в России элементарно. Это намного проще, чем в Америке, где у вас десятки тысяч художников и столько же галеристов. Ну а поскольку мы живем здесь, собирать русское искусство – пока единственный верный вариант.