Герой нашего сегодняшнего Artist talk - Иван Горшков, один из самых ярких представителей российского современного искусства.
Иван работает в разных медиумах и с абсолютно разными материалами - живопись, скульптура, видеоарт, коллажи, инсталляции и даже шоу!
В родном городе Иван учредил Воронежский Центр Современного искусства, который долгое время был основной точкой притяжения продвинутой аудитории города.
На сегодняшний день творческая карьера Ивана впечатляет: премии «Инновация» XV в номинации «Художник года» и «Художник года Cosmoscow 2017», персональные и групповые выставки в топовых галереях России и Европы, работы в собрании Третьяковской галереи и Московского музея современного искусства.
В феврале прошлого года в галерее Marina Gisich Gallery состоялась персональная выставка Ивана Горшкова «Кристалл чистейшей крезы» под кураторством Алексея Масляева. Выставка оставила яркое впечатление и вызвала желание узнать больше о творчестве художника.
Расскажи, как все начиналось?
Буквально накануне сканировал свои детские рисунки, и увидел в них связь с тем, к чему я пришел, сделав определённую петлю. Мой папа – Сергей Горшков - художник. Довольно серьезный, известный художник с музейными выставками. Мое детство прошло в атмосфере, где я видел, что современное искусство – это круто, весело, прикольно и классно, а всего противоположного, скажем так, нужно избегать. Поэтому, безусловно, у меня была уже определенная предрасположенность. И папа ее подогревал по-своему.
Образование у меня формально академическое. Это, наверное, уровень, средней московской художественной школы. По образованию я учитель рисования с дипломом по живописи.
Я долго находился в плену экспрессионизма. Но, с самого начала было понятно, что это должно во что-то вырасти. И вот в шестнадцатом году я понял, что нужно все брать и апроприировать, что нужно делать коллаж. Слово «коллаж» всегда воспринималось как что-то такое довольно странное - представляются какие-то вырезки из газет, каламбурчики, аппликации. Но коллаж в широком смысле слова – комбинация всего со всем. По этому пути я пошел и развиваюсь. Так что, если бы меня спросили, какой сейчас мой главный медиум, на что я делаю ставку, позиционируя себя как художника, то я бы, конечно, назвал коллаж.
Ты известен, как мультидисциплинарный художник. С каких медиумов начиналась твоя карьера?
В Москву я попал в проект «Старт» в 2010 году с большими железными скульптурами. Настя Марухина тогда была моим первым менеджером, Настя Шавлохова – первым куратором. Понятно, что у меня не было никаких мастерских. В доме дедушки в деревне, между огурцами и помидорами, я поставил пенек, купил тысяч за пять пару листов железа, порезал их, помял, сварил и привез в Москву большие железные скульптуры. Самая большая была больше трех метров.
Складывается впечатление, что ты довольно интенсивно работаешь. У тебя и много медиумов и работ, твое присутствие на сцене заметно. Это идет органично или у тебя есть какая-то дисциплина?
Вот, кстати, интересно. Не было ли опасений, когда ты принял решение нанять людей, что это повредит художественному процессу?
Если возвращаться к Воронежу, как ты считаешь, твоя успешная карьера повлияла на молодых воронежских художников? Есть у тебя последователи, те люди, которые наблюдают за тобой, спрашивают совета?
Есть ли какое-то сообщество в Воронеже, которое ты вдохновляешь?
Как говорит Алексей Масляев, Воронеж для него является хорошим примером преемственности поколений. Если мы поговорим по поводу самоорганизаций, то закрылся ВЦСИ, инициатива моего поколения, тех, кому сейчас 35+. Появилась, инициатива «Дай пять» Миши Гудвина и Яна Посадского. Это уже успешные воронежские художники, 25+. Ровно десять лет разницы. И люди такие разные, и представления обо всем, и средства продвижения, представления о коммуникации разные, и Воронеж уже другой.
У нас традиционный вопрос к состоявшимся художникам. Какие ты дашь советы молодым художникам, которые только закончили вуз?
Ты помнишь, когда у тебя произошел переломный момент в молодой карьере, когда ты вышел на новый уровень? Какие обстоятельства изменились, что поспособствовало?
Мне кажется, таких переломов было несколько, или это один большой переход, состоящий из нескольких этапов. Когда мне было восемнадцать, мы в Воронеже познакомились с Арсением Жиляевым, с Ильей Долговым. Мы были молодыми ребятами, что-то слышали про современное искусство, ЖЖ читали, делали какие-то экспериментальные перформансы дома. Для меня это был успех – участвовать в таком: «Три человека пришли! Перформанс сделали, бомба! Это успех, мы звезды». На кухне сделали перформанс втроем, а потом - в лесу. Еще пять человек пришло – мы уже почти классики. А потом в воронежской галерее, которая только открылась – это вообще галерейный уровень, а потом в Москве выставка групповая, а потом персональная. Можно упереться в гигантскую ретроспективу в Нью-Йорке, а дальше, что – в космос?
Я очень доволен, что прошел все эти ступени, а не перескочил. Иногда сидишь и думаешь в самом начале пути: придумал полтора проекта, отправил на конкурсы/премии, и что-то никто не отвечает, премии никто не дает, мир несправедлив и холоден ко мне. Потом проходит лет пять, и ты думаешь: «Слава Богу, что никто этого даже не заметил, иначе бы вошел в историю с этим позорищем». Всему свое время. Масштаб кухонный хорош для кухни, а масштаб музейный – для музея, счастлив тот, кто ему соответствует.
Ты говоришь, что важно развивать круг знакомств, нетворкинг. Важно, чтобы тебя знали в лицо, чтобы ты был в коммьюнити, в тусовке. А вот если у молодого художника есть выбор: потратить время сегодня вечером на то, чтобы пойти пообщаться или докрутить технику свою. Потому что есть такое мнение, что иметь свой почерк классно, но мастерство требует совершенства.
Общаясь с молодыми художниками, мы часто сталкиваемся с мнением, что им ближе идея самопродвижения через соцсети, участие в самоорганизациях, нежели эксклюзивные контракты с галереями. А что ты об этом думаешь?
Что, ты думаешь, будет в ближайшее время с искусством в целом в России?