EiL Blog
Collector's view: Екатерина Карцева

Продолжая погружаться в истории о том, как искусство, однажды оказавшись частью окружающего пространства людей, становится их образом жизни, делимся интервью с Екатериной Карцевой.


Екатерина — кандидат культурологии, издатель онлайн-журнала об искусстве Artandyou и тг-канала Арт-консультант, доцент Факультета Истории Искусства РГГУ, рассказала нам о своей коллекции женского искусства и не только.

Екатерина Карцева. Фото: Анна Титова
Сегодня ты настолько погружена в мир современного искусства, что оно кажется неотъемлемой частью окружающего тебя пространства. Но, всегда интересно с чего все начиналось. Как ты пришла к коллекционированию?

Важно подчеркнуть, что я стала коллекционером вследствие моей профессиональной деятельности в искусстве, а не наоборот. Работать в арт-сфере я начала с 2009 года, тогда я организовала свою первую выставку. Это было в ЦДХ, после были Винзавод (2011) и Artplay (2012). С 2011 года существует мой ресурс Artandyou.ru

Искусство я стала покупать сразу, как только начала работать в арт-среде. Мне очень хотелось это делать. Но, так как у меня было на тот момент арендованное жилье, я не могла разместить все искусство дома. Я отправляла работы родителям — в итоге оформила им и дом, и дачу. Что-то из своих первых покупок я продала. Коллекционирование для меня это — долгий путь. Постепенно мои вкусы эволюционировали. То искусство, которое я приобретаю сейчас, отличается от моих первых покупок.

Кстати, искусство является общим увлечением для нашей семьи. Мое первое свидание с будущим мужем, который вырос среди искусства, состоялось в 2009 году на аукционе Совком. Он пригласил меня составить ему компанию, купить прижизненный портрет Менделеева в полный рост в подарок на юбилей своему отцу, доктору химических наук. Этот портрет, кстати, к нынешнему моменту сильно вырос в цене. Там же был лот Анатолия Зверева за 40 тысяч рублей (тысяча евро на тот момент), можете себе представить? До сих пор жалеем, что не купили.

Сможешь рассказать о первой знаковой работе в твоей коллекции?

Первая знаковая работа, которой я очень дорожу, и с которой никогда не расстанусь — это мой портрет, написанный Таней Назаренко. Если кто-то не знает, это королева искусства семидесятников, арт-дива 1990-х. Ее работы есть в постоянной экспозиции Третьяковки и Русского музея.

Таня, несомненно, очень дорогая художница, но и очень щедрая. Портрет, который сегодня по моим оценкам стоит не меньше полумиллиона рублей, она преподнесла мне и моему мужу Андрею в качестве свадебного подарка в 2012 году. Татьяна гостила у нас в Черногории, и до сих пор с теплотой вспоминает те солнечные дни. Я счастлива, что стала частью мира такой замечательной художницы.

Творчество Татьяны Григорьевны пропитано любовью к человеку, его болью и страданиями. В ее художественной Вселенной есть несколько типажей — одни, как Адам и Ева, одухотворенные, идеальные, как правило, живут в цветах (лилиях, преимущественно), другие – обычные люди, как мы с вами, – грешники. И это видно по их внешности. Они страшненькие. Таков ее художественный мир.

Екатерина Карцева с портретом Татьяны Назаренко. Фото: Анна Титова

Мой портрет хоть и написан в Ренессансном стиле, как Джоконда, но художница акцентировала мой белозубый оскал. Друзья говорят: «Ужас, Катя, портрет не похож». Я отвечаю: «Глупцы, я удостоена чести быть увековеченной на полотне Великой художницы». В жизни Таня Назаренко — не менее одиозная персона.

Позднее в нашей коллекции появилось еще несколько ее графических работ из серии «Люди-Звери» 1995 года. Как раз здесь изображены люди чистые и невинные, заброшенные в наш безумный мир, хотя и в этих работах тоже присутствует саспенс.

Татьяна Назаренко. Из серии “Люди-Звери», 62х74 см, бумажная литография, тираж 6/30, 1995 г. Коллекция Андрея и Кати Карцевых
На чем ты фокусируешься при создании своей коллекции?

Мой основной фокус — женское искусство.

Фигура номер два в моем собрании — это Елена Ковылина. Королева перформанса. Русская Марина Абрамович, как называли ее СМИ. У нее была групповая выставка с Йоко Оно в музее Уитни. Работы Лены в коллекции Газпромбанка, Stella Art Foundation, ММСИ, Андрея Малахова. С 2012 года, я сделала с Леной несколько интервью для моего ресурса. А в 2021 пригласила ее участвовать на фестивале в Белгороде с перформансом «Морковь культурная».


Лена, одетая в чепчик и передник, торговала на рынке нарисованными овощами и фруктами. Как куратор я стремилась окружить Лену заботой и почестями, в том числе заплатила достойный гонорар, и она в благодарность подарила мне одну работу. Вторую, довольно большую, она мне преподнесла за мою помощь ей в качестве арт-менеджера.

Елена Ковылина. «Редька». Из перформанса «Морковь культурная», 104х85 см, холст, масло, ящик, 2019 г.
Редька на картине неидеальная, обглодана вредителями, но какая гордая, независимая, с кружевными листьями. Считаю ее тоже своим портретом.
Елена Ковылина — фигура невероятная и очень щедрая. Кроме того, мы близкие подруги. Можно сказать, дружим семьями. Мой муж приятельствует с Петром Быстровым. Он — тонкий и эрудированный мыслитель и еще одна важная фигура российского совриска. Его работы тоже есть у нас в коллекции.

Мы дружим, но не стоит смешивать дружбу, как что-то житейское, и искусство. Они не пересекаются. Я не могу ставить на одну чашу весов жизнь и искусство. Искусство — важнее, оно существует в иных пространственно-временных категориях.

Наконец, третья жемчужина моей коллекции — это мой портрет Кати Рожковой. Катя уже признанная художница, цены на некоторые ее работы выходят за 2 млн. рублей. Ее работы в коллекции ММСИ, Фонда культуры «Екатерина», Ирины Прохоровой, Андрея Макаревича, в корпоративной коллекции Zielinski & Rozen.

Так вот мой портрет опять же в Ренессансном стиле Катя мне, также, подарила. Портрет с историей, он висел на выставке в Музее ДПИ в 2016 году. Для Катиных проектов я не раз писала искусствоведческие тексты. Надо быть немым, чтобы не писать про ее искусство. Недавно, художница призналась, что когда много лет назад я пришла к ней в мастерскую, как арт-критик и арт-журналист, это было в тот момент очень ей нужно. Вообще, художнику, как бы признан он ни был, очень важно, чтобы с ним поговорил понимающий зритель. Я «озарила ее своей теплотой», так она сказала. Поэтому она изобразила меня в рубахе с Солнцем. Этот портрет – мой талисман.

Екатерина Рожкова. «Катя. Арт-критик». 119х50 см, холст, масло, 2016 г.
Мы по сей день очень-очень поддерживаем друг друга. Катя — невероятная женщина, прекрасно образованная, из дипломатической семьи, с потрясающим чувством стиля.

Какое искусство ты приобретаешь сейчас? Есть ограничения по бюджету?

В основном небольшие работы и графику. Большие холсты даже у признанных авторов продаются не так часто, мне они и не по карману, но если я могу поддержать художника и купить что-то до 40-50 тыс рублей, я всегда стараюсь это делать. Так, мы с мужем и собрали коллекцию.

Любим дарить друг другу искусство на дни рождения и праздники. Я преподношу ему на дни рождения Батынкова (у нас его две работы), он мне — тиражный платок aes+f (из Shaltai editions) на 8 марта, на день рождения в этом году — две работы Андрея Логвина и одну Семена Агроскина (первого любит муж, второго — обожаю я) с фестиваля Курорт в Комарово. Другие имена в нашей коллекции: Михаил Молочников, Ростан Тавасиев, Иван Симонов, Сергей Сонин и Елена Самородова, Сергей Катран. Всего в моей коллекции порядка пятидесяти работ.

Поскольку более взрослые и опытные женщины всегда оказывали мне протекцию, поддерживали и профессионально, и по-женски, я чувствую настала пора и мне помогать молодым художницам. У себя дома стала делать квартирные выставки девушек-художниц под брендом murmure (шепот с французского).


На что ты обращаешь внимание при покупке искусства?

В этом вопросе я бы разделила себя, как арт-консультанта, дающего советы другим и себя как коллекционера. Потому что сама я нередко действую импульсивно в плане покупки искусства. Хотя, конечно у меня есть определенные стилистические и эстетические взгляды. Например, в последнее время меня стало привлекать, как я это сама называю «тихое искусство». Это хорошо нарисованные, «негромкие» работы или графика. Если живопись, тоже очень спокойные вещи, которые обволакивают и помогают настроить баланс. Например, у меня сейчас в коллекции уже две белых картины.

И, конечно, как я говорила, мне нравится искусство женщин. Их работы мне кажутся более чувственными и трансцендентными.

В целом, я покупаю недорогое искусство, и считаю, что в данном случае можно не заморачиваться с большим числом правил и выбирать то, что тебе нравится. С другой стороны, иногда я останавливаю себя в покупке того или иного объекта, так как считаю, что в коллекции должна быть системность. Я стараюсь придерживаться выбранного фокуса.

Анастасия Савицких, “Задержите дыхание”. 78х69 см, холст, смешанная техника, 2022 г. Наталья Конюкова. из серии «Хроника тела», 100х80 см, акрил на холсте, 2022 г.
Для тебя важно личное знакомство с художником? И покупаешь ли ты работы в галереях?

Я работаю в сфере искусства, и само собой сложилось, что я знаю большинство художников, чьи работы в моей коллекции. Если говорить о новых именах, то я могу увидеть, как художник опубликовал что-то в интернете, познакомиться с ним и купить его работу. Мне кажется здорово найти художника именно в тот момент, когда твоя поддержка ему особенно нужна.

При этом, я покупала работы и в галереях, и на аукционах. Я хорошо отношусь к галереям, даже понимая, что цена на работу может быть выше. Они вкладываются в пиар и развитие художника в целом, несут дополнительные расходы.

Что ты могла бы посоветовать начинающим коллекционерам как арт-консультант? И как ориентироваться в ценообразовании на арт-рынке?

Относительно формирования цены есть базовые факторы: влияет медиум (живопись дороже графики), размер работы, ее возраст. И, конечно, карьера художника, я бы насторожилась, если работа малоизвестного автора с небольшим выставочным опытом стоила очень дорого.

С точки зрения инвестиций надежнее покупать работы художников в середине карьеры или уже признанных. Хотя и работа относительно молодого, но перспективного автора может стать хорошим вложением, каждая работа дойдет до своего времени.
Чем прекрасно искусство, что в нем всегда остается элемент недосказанности, некоторого безумия, не все можно спрогнозировать.

Как арт-консультант я также советую придерживаться целостности коллекции, если вы покупаете не одну или две работы для своего интерьера. Но, главное, чтобы приобретенное искусство приносило вам радость.
Екатерина с работой Лизы Артамоновой “Желтый звук”, Иллюстрация к Кандинскому сцена 4, 35х40 см, тираж 8/20, шелкография (5 цветов), 2010 г.
Фотографии предоставлены Екатериной Карцевой