В моей части выставки тоже заложена акция: картинки представлены на столе специальной конструкции, которую разработал Миша. Под каждой картинкой прикреплен блокнот и карандаш. Изначально все карандаши были не заточены, а точилка была спрятана в зале, потому что ты должен приложить усилие, если хочешь высказаться. Это был акционный элемент для зрителя, где он становится действующим лицом. Зрители очень быстро нашли точилку, заточили все карандаши и заполонили все блокнотики и даже сам стол своими расшифровками того, что нарисовано и прочими умозаключениями.
– Как ты считаешь, твои родители (прим. редакции: отец – Андрей Монастырский – поэт и писатель, художник, теоретик искусства, один из родоначальников московского концептуализма, мать – Вера Маевна Хлебникова, художница) повлияли на тебя в творческом плане?
Маша: думаю, что только искусствовед может это точно определить. Возможно, в каких-то местах, где мне хочется, например, уйти от влияния, оно всё равно вылезает с другой стороны. Бороться со своей сущностью и отрицать наследственность бессмысленно, но, абсолютно точно, каждый проходит свой творческий путь сам.
– Скажи, как ты решила стать художником?
Маша: у меня были подростковые попытки свернуть с этого пути. Как-то я сказала родителям, что буду философом. Они надо мной посмеялись, так что (смеется)…, конечно же, я стала художником. Но все же я считаю, что современное искусство – это и есть философия, потому что, будучи художником, ты все время ставишь какие-то задачи, а не просто изображаешь мир. Поэтому, всё равно, исподтишка, но философом я стала.
– В какой момент сложился дуэт МишМаш?
Миша: мы с Машей начинали творческую карьеру вместе, примерно, году в 2000-ом. Мы были знакомы через общих друзей, работали рядом и ходили вместе на обед. Там мы сочиняли какие-то объекты и в какой-то момент мы сняли вместе квартиру, после чего стало понятно, что мы пара. В 2001 году мы уехали в США. Наши американские друзья в Нью-Йорке не могли запомнить, кто из нас Миша, а кто Маша, слишком похожими казались им имена. И они начали называть нас MishMash. Так случайно появилось наше название, и с этого момента включился МишМаш.
– Классное рождение имени! А помните вашу первую выставку?
Миша: да, это было в Москве, наверное, в 2000 году. Выставка называлась «Дефиле», её организовал Андрей Ерофеев в L-Галерее. Художникам предлагалась сделать какое-то специфическое платье, и модели их демонстрировали. Мы с Машей сделали прозрачное платье из полиэтилена, полностью состоящее из квадратных карманчиков. Содержимое карманчиков и создавало непрозрачный слой платья.
– Скажите, как вы выбираете темы? Мне очень понравился ваш проект «День за днем», который вы показывали в МАММ – когда, ежедневно, начиная с 1 января 2021 года, вы оборачивали деревянную фигурку в форме единицы во всевозможные «одежды» из тканей, бумаги, листьев, медицинских масок.