EiL Blog
Artist talk: Артём Филатов

Сегодня в рубрике Artist talk интервью с Артёмом Филатовым, художником, основателем и руководителем студии «Тихая» в Нижнем Новгороде. В 2023 году Артём выбран экспертным советом ярмарки современного искусства Cosmoscow победителем в номинации “Художник года”.


Мы рассказывали в нашем тг-канале о студии “Тихая” и нижегородском стрит-арте, ключевым участником которого Артём являлся. Совместно с Алисой Савицкой в 2019 году он написал книгу «Краткая история нижегородского уличного искусства», в которой авторы отразили связь между уличным искусством и самим городом, с его разнообразием и переплетением культурных слоев.


Уличное искусство было отправной точкой для творческой практики Артёма Филатова. В интервью мы поговорили с Артёмом о движении от стрит-арта к студийным работам, ключевых стимулах для создания искусства и традиционно попросили советов для начинающих авторов.

Артем Филатов
Артём, первый наш стандартный вопрос – как начался ваш творческий путь?

Часто люди отвечают на этот вопрос издалека, вспоминая как они рисовали в детстве. Это точно не мой случай. Первая интеграция в сферу, которая, так или иначе, соседствует с искусством, была через граффити и стрит-арт. Я был частью хип-хоп субкультуры, где присутствует своего рода синкретизм – ты обязательно должен состоять в рэп группе, кататься на скейтборде, танцевать брэйк-данс и рисовать граффити одновременно.

По мере взросления я сконцентрировался на одном занятии, чем и оказались граффити и уличное искусство. Но, это всё равно была больше неформальная практика. По-настоящему я познакомился с “большим” искусством в 2014 году, когда был приглашен участвовать в IV Московской биеннале молодого искусства. В Нижний Новгород приезжал куратор из Великобритании Дэвид Эллиотт, и ему организовали встречу с художниками, в том числе и со мной.

Хотя моя презентация была посвящена моим личным проектам, в конце я попросил его уделить внимание работам моего друга – художника Владимира Чернышёва, который на тот момент жил и учился в Санкт-Петербурге. Я очень хотел сделать совместный проект, поэтому воспользовался этим шансом.

В итоге, Дэвид пригласил меня участвовать в биеннале, и при его поддержке мы сделали первую в своей жизни масштабную инсталляцию в выставочном пространстве.

Получается, это был первый серьёзный выставочный опыт. Что это был за проект?

Это была инсталляция «Пустой дом» в Музее Москвы. Её создание было толчком к интеграции в профессиональное сообщество. Хотя я и до этого участвовал в выставках, и даже сам их организовывал, но опыт биеннале серьезно отличался от всего того, с чем я встречался.

Пустой дом. Артём Филатов, Владимир Чернышев, инсталляция, 2014. Основной проект IV Московской биеннале молодого искусства, Музей Москвы

Расскажете историю об участии в швейцарской резиденции? Какое значение это имело в вашей карьере?

Это была очень значимая веха на профессиональном пути. В 2017 году я дебютировал на ярмарке Cosmoscow – мои работы на тот момент представляла галерея Artwin. Так получилось, что в том же году экспертный совет Cosmoscow выбрал меня «Молодым художником года» и я получил приз от банка Credit Suisse. Такое невозможно было себе помыслить: первый раз участвовать в ярмарке, даже первый раз быть на ней зрителем и получить столько внимания. Этот год, конечно, стал бустером для моей последующей деятельности.

Первое, что хотел бы отметить – я обрёл новых друзей. Например, Андре Роггер – куратор коллекции Credit Suisse, прекрасный человек, и я очень рад, что с ним можно продолжать дружить и общаться. Второе – на тот момент, помимо художественных проектов, у меня была другая работа. Премия Cosmoscow и Credit Suisse подтолкнула меня оставить работу и посторонние занятия, и с тех пор я занимаюсь только искусством.

Ну и третье, наверное, самое интересное – благодаря поездке в Швейцарию, родился масштабный проект, который существует по сей день. Я исследовал отношение к кремации в Швейцарии, так как более 70% людей в этой стране предпочитают именно этот вид погребения. Это связано и с нехваткой земли, и распространением протестантизма. Когда я вернулся в Россию, я серьёзно взялся за работу над проектом «Сад им.» в Нижнем Новгороде.

«Сад им.» – очень известный проект, о котором много сказано и написано. И всё же, менее интересным он не становится. Какая его ключевая идея?

«Сад им.» – это, с одной стороны, терапевтический, а с другой – мемориальный ботанический сад, расположенный во внутреннем дворе частного крематория в Нижнем Новгороде. Проект был создан мною совместно с московским художником Алексеем Корси в 2019 году, и планируется, что Сад никогда не закроется. Конечно, мы не можем гарантировать вечность чего-либо, в том числе и Сада, но эта намеренность, такая роспись в вечности и есть часть проекта, попытка сопротивляться энтропии.

Проект «Сад им.». Артём Филатов, Алексей Корси, крематорий, Нижний Новгород, 2019 — ∞
«Сад им.» — это пространство где легитимизирован разговор о смерти, практикуются своего рода «слова против смерти», это место переживания человеческой мортальности. Сад во многом обращается к такому понятию, как парадоксальная интенция. Это термин из психологии, описывающий способ избавления от страха путём сближения с объектом страха. Вы пытаетесь подчинить и понять страх, обрести осознанность по отношению к нему. Сад создает ситуацию, когда человек сам задается вопросом о мортальности на своих правах, а не оказывается лицом к лицу со страхом в самый неожиданный момент.

Смерть, пожалуй самый фундаментальный страх, который довлеет над нами. Смертью могут манипулировать различные социальные формации, мы можем жить во власти её аффекта. Проект предлагает людям помыслить некую свободу в говорении о смерти, а значит, прийти к личному способу преодолению этого страха. В Сад приходят разные люди. Это и профессионалы или посетители, которые приезжают туда чтобы увидеть искусство, это и те, кто оказывается в крематории не по своей воле, но так же и те, кто совершают личные ритуалы памяти.

Важно, что это не территория современного искусства, там нет текста куратора, это не место где вам что-то сообщают. Человек может прийти туда и не знать, что это проект, а пользоваться пространством непосредственно, как садом. Это терапевтическое буферное место, где человек, находясь на трансгрессивной территории, может попытаться выстроить свои отношения со смертью.

Сад также имеет мемориальную функцию. Люди могут посвящать растения своим умершим близким и родственникам. В «Саду» растёт более 120 видов растений, которые поделены на разные биоценозы. Любой желающий может зайти на сайт и выбрать растение. Человек получает электронный сертификат, а на сайте появляется запись на странице памяти. И это, также, попытка переосмыслить современную мемориальную культуру, представить её не как физически закреплённую в граните, а как некую нематериальную, цифровую память. В том числе по этой причине в самом «Саду» нет ни одной эпитафии.

Как произошёл переход от стрит-арта к тем направлениям, которые вас интересуют сегодня? Это было эволюционно?

В 2016 году я перестал создавать городские росписи и сосредоточился на размещении барельефов и инсталляций.

Et in Arcadia ego. Бетон, металл, 66 x 47 см, 2017. Нижний Новгород

С 2018 года я больше не занимаюсь уличным искусством. У нас была дискуссия с одним моим товарищем – художником и преподавателем. Он утверждал, что : «Улица – это настоящая свобода. В галереях нечего делать, там никакой свободы нет». Я же возразил, что всё наоборот. В галерее даже больше свободы: ты закрываешь двери, вешаешь все, что тебе угодно, показываешь только тем людям, кто приходит в галерею. Когда ты выходишь в город, то попадаешь в конфликтное пространство. Нужно быть настоящим романтиком, чтобы верить, что город свободен. Потому что на каждый квадратный метр города претендую различные группы – это коммунальные службы, полиция, собственники недвижимости, местные жители, активные пенсионеры, владельцы ближайшего кафе, бабушка, которая кормит голубей и владельцы машин на парковке неподалеку. Это безграничное количество субъектов, которые всегда претендуют на какой-то клочок земли. Тем самым, когда художник попадает в эти условия, он не может быть свободен. Это огромное заблуждение. Но и свобода сама по себе спекулятивное понятие.

Древо. Дерево, акрил, 150 x 200 cm, 2017
Когда художник задумывает создание произведения в публичном пространстве легально или нелегально, люди неминуемо будут воспринимать это, как вызов своему статус-кво и свободам. И мне показалось, что, когда мы говорим, например, о новой этике, то говорим о культуре согласия. Уличное искусство как будто продуцирует ситуацию, когда художник по умолчанию не должен никого спрашивать. Понятное дело, что крупные организации чаще всего не интересуются у горожан, стоит ли им устанавливать рекламу, но это не значит что художники должны поддерживать взгляд на город, как на “дикий запад”.

Со временем в своей практике мне стало интереснее выстраивать более сложные отношения зрителем, нежели бросать что-либо в публичное пространство и ждать реакции.

А что вас мотивирует заниматься искусством?

Я думаю, что искусством занимаются тогда, когда всё вокруг несовершенно. В текущих условиях мне важно продолжать заниматься искусством, потому что кроме меня в этом процессе замешаны и другие люди . Для меня мотивация – это конкретные люди, чьи глаза ты видишь по ту сторону. Они – главный стимул к тому, чтобы продолжать заниматься искусством.

Расскажете о проекте, который планируете представить на Cosmoscow в 2023?

Я решил обратить внимание на искусство, которое исчезает. Мне интересно дать произведению активную позицию, заключить в него изменчивость. Часть моих последних работ имеют потенциал, который раскрывается только если человек прилагает необходимые усилия. Серия произведений, которая будет представлена на Cosmoscow впервые, предлагает помыслить хрупкость. Один мой коллекционер сказал, что это худшая работа для коллекции, потому что она может исчезнуть. Другой сказал, что это идеальная работа, из-за того, что тебе нужно сохранять её, ты никому её не будешь показывать, кроме себя.

А вы много общаетесь со своими коллекционерами? Вы знаете, кто в основном покупает ваши работы?

Я думаю, это человек, который поборол первое впечатление о том, чем я занимаюсь. Как бы это не звучало, но до меня приходится доходить.
Это коллекционер, который готов на долгую поездку. Ему требуется не одна встреча с моим произведением, а личный, незаменимый опыт. И мне это интересно и важно. Я думаю, коллекционер любого искусства — это человек, у которого возникает какая-то универсальная симпатия к произведению. Дело в том, что у меня много произведений, которые уникальны. Я ставлю перед собой задачу что-то сказать, делаю произведение, и на этом высказывание заканчивается. У меня не так много серий, состоящих из десятка работ. Поэтому коллекционеры, которые покупают мои работы, приобретают отдельные высказывания. И тебе важно попасть на эти объекты, обратиться к ним, так как они часто требуют определённой эксплуатации.
Мини-бар. Металл, пластик, 54.6 х 40.2 х 44.5 см, 2020
Вы покупаете сами работы других художников?

Да, конечно. Чаще всего я покупаю работы других художников в подарок. Последнее, что я купил домой, это работа Павлы Марковой из Омска – линогравюра с изображением множества котов с крупной надписью “Михаилы”. У меня нет выраженного азарта коллекционера, но на день рождения мои коллеги по студии подарили мне скульптуру художника и инженера Ивана Белова, родившегося в городе Выкса. Похоже на замкнутый круг – дарю я, дарят и мне. И это прекрасно!

Что бы вы могли посоветовать молодым художникам?

Один из первых советов – больше общаться. Я не говорю о том, что нужно ходить на все вернисажи, а имею в виду незаменимость дружбы с другими художниками. Важно поддерживать коммуникацию, критиковать друг друга, обсуждать проекты, развиваться вместе.

Художник-индивид – это либо ошибка выжившего, либо записанный ход историка искусства. Люди, всё равно, продукт социальных связей. Поэтому важно создавать сообщества, объединяться в одном пространстве, приглашайте туда людей, которые имеют другую точку зрения на то, чем вы занимаетесь. Пытайтесь расти вместе. Я думаю, что это единственная возможность вообще выжить. Если дерево растет одно в поле, в него ударит молния, его снесёт ветром, в него врежется машина. Это дерево будет уничтожено, какое бы высокое и сильное оно ни было. Только когда деревья образуют лес они могут устоять против внешних условий. В лесу деревья растут вместе друг с другом, они защищают друг-друга и себя по отдельности. Я думаю, что молодому художнику важно размышлять о коллективности производства искусства.

Второе – это «no god, no masters». Нет никакой святой истины. У Мисимы Юкио в произведении «Золотой Храм», один из персонажей произносит такой коан, – это буддистская притча, которая должна проверить насколько ученик готов к просветлению. И притча звучит так: «Встретишь Будду — убей Будду, встретишь патриарха — убей патриарха, встретишь святого — убей святого, встретишь отца и мать — убей отца и мать, встретишь родича — убей и родича. Лишь так достигнешь ты просветления и избавления от бренности бытия». Любая истина, как только становится таковой , костенеет и регрессирует. И какое образование человек бы не получил, какой бы мастер для него ни был важен, важно от этого отказаться. Даже заставить себя попытаться перейти на другую сторону, для того чтобы научиться чему-то, что ты упустил по причине своей не дальнозоркости. Во всяком случае для меня это было всегда полезно. Я часто сбегаю с территории искусства на территорию других профессий. Поучиться у других, казалось бы, не близких к искусству людей, и потом перенести это в свою практику.

Как вы думаете, что будет с российской арт-средой в будущем?

В современном искусстве существует огромное количество вызовов для художников. Но эти вызовы тщетны по сравнению с общемировыми кризисами. Сейчас художник в России не имеет роскоши абстрагироваться от насущных кризисов. Эти вызовы настолько большие, что неудивительно наблюдать у авторов тотальную растерянность и несбыточность. Любой ответ на вопрос о будущем окажется несмешной шуткой.

Из проекта "Этюды оптимизма": Без названия. Дерево, 150 x 115 cm, 2014.
Collection of Credit Suisse bank / Коллекция банка Credit Suisse
Фотографии предоставлены Артемом Филатовым