EiL Blog
Интервью с Надей Лихогруд

Мы запланировали это интервью еще в конце прошлого лета, но обстоятельства довольно долго не давали состояться нашим планам. Наконец, в начале марта нам все же удалось попасть в одну из самых атмосферных и фотогеничных московских мастерских, познакомиться с очаровательной Весной и потеряться в бесконечном рассматривании волшебных Надиных скульптур.


Надя Лихогруд – талантливая художница и скульптор, чья недавняя персональная выставка в ММОМА совместно с онлайн-галереей SAMPLE имела невероятный успех. Тиражные работы Нади в коллаборации с Азбукой Вкуса и Обьединением разлетелись в считанные дни. И это понятно – впервые увидев ее работы на Blazar в 2021 году – мы влюбились, мгновенно и навсегда.


Сегодняшнее наше интервью – о пути к персональной выставке в MMOMA через дизайн костюма, создании своей вселенной в мастерской и умении говорить “нет” для развития карьеры.

Надя Лихогруд. Фото: Катя Старостина
Когда ты поняла, что ты - художник?

Ощущение, что я - художник было с самого раннего детства. Еще до школы я много и быстро рисовала. Как-то раз, родители дали нам с братом альбомы для рисования. Я помню, что когда мой брат ещё рисовал на первом листочке, я зарисовала весь альбом.

Уже позже рядом с моим домом построили новую школу и на открытии мэр города подарил этой школе гончарную печь. Так у нас появился бесплатный кружок керамики. Мы с братом часто ходили туда после уроков и лепили. Там происходило настоящее творчество, и воплощение любой идеи с помощью кусочка глины стало для меня естественным процессом. Позже я начала заниматься в изостудии Тамары Валкиной в Дарвиновском музее, это был очень плодотворный период, затем я училась в художественной школе имени В.Серова.

Получается, ты точно знала, что художник еще в детстве. Логично было выбирать для поступления соответствующий ВУЗ?

Тогда я не понимала, что можно просто быть художником. В моей семье не было таких примеров. Более того, я была убеждена, что мне нужна понятная, прикладная профессия. Поэтому в качестве компромисса я поступила на специальность “дизайн костюма” в текстильный институт, но быстро разочаровалась в своем выборе, потому что поняла, что мне не нравиться шить и кроить. Мне было интересно придумывать одежду, но все остальное процессы удовольствия не приносили . Однако, во время обучения произошел переломный момент - моя одногруппница - дочь прекрасного скульптора, академика, заслуженного художника Леонида Баранова позвала меня на его скульптурные мастер-классы в нашем институте. По субботам мы лепили портреты с натуры. Баранов звал позировать знакомых искусствоведов, художников, очень интересных людей. Это были очень наполненные дни. Он нас не учил, не говорил, как надо, просто стоял рядом и лепил, а мы удивлялись тому, как можно работать с объемом. Этот процесс очень многому меня научил.

Мастерская Нади Лихогруд. Фото: Катя Старостина

В этот момент ты уже решила, что не будешь дизайнером одежды, а хочешь заниматься скульптурой?

Леонид Михайлович отмечал, что у меня получается работать с объемом. Он посоветовал мне обязательно продолжать заниматься скульптурой. Потом он пригласил нас лепить к себе в мастерскую. Вот в этот момент моя жизнь буквально разделилась на “до” и “после”. В его мастерской был отдельный мир художника. Там было очень много его скульптур и рабочих материалов, это было удивительное, сильное место с особой энергетикой. И тогда я поняла, что можно создать свой мир, свою вселенную и осознала, что я тоже хочу мастерскую. Я подумала: «А что так можно было?». И поняла, что если так можно, то я хочу только так.

То есть все определилось?

Не совсем. Я посоветовалась с семьёй, хотела перепоступить на скульптора, но не получила одобрения, поэтому я продолжила учиться в текстильном и одновременно заниматься скульптурой. Обучение в институте мне давалось легко, времени оставалось много. Поэтому я успевала регулярно ходить на наброски и этюды, и одновременно стала вольнослушателем во МГАХИ им. В.И.Сурикова. В тот период я жила скульптурой.

Мастерская Нади Лихогруд. Фото: Натали Герц
Как ты попала на второе высшее?

Позже я поняла, что моих академических и ремесленных навыков еще недостаточно. После окончания дизайна костюма я поступила на второе высшее в МГАХИ им.В.И.Сурикова в мастерскую А.Рукавишникова и проучилась там еще два года. Обучение строилось по принципу: 3 часа до обеда рисунок с обнаженной модели, после обеда 3 часа лепка этой же модели. И только после этих 6 часов с натурой - самое интересное и сложное - лепка композиций. Было тяжело работать в общих мастерских по 10 человек в одной комнате. Поэтому уже на первом курсе я решила исполнить свою мечту - арендовать себе мастерскую.

Я нашла мастерскую рядом с институтом, в бывшем оптическом заводе. Это была крошечная узкая комнатка метров 15 с огромным потолком и окном в пол. Туда я приходила лепить композиции после работы с натурой в институте.

На втором курсе я нашла объявление про мастерскую в легендарном доме на Милютинском. В одном из подъездов несколько этажей занимали художники. В большой коммунальной квартире снимали себе комнаты Савва Савельев, Миша Мост, какое-то время соседнюю комнату снимал Лёша Дубинский.

Интересное было общество?

Да, была нормальная тусовка. Для меня было важно, что из немного закрытого академического мира я попала на свободу, началось живое общение, погружение в арт среду и поиск своего языка. В этот момент я поняла, что академических навыков у меня достаточно. Несколько лет я работала, брала чисто исполнительские заказы как художник, скульптор. Но в этот момент я не занималась керамикой, да и в академической среде к керамике было скептическое отношение.
Мастерская Нади Лихогруд. Фото: Екатерина Старостина
Но сейчас керамика очень востребована.

Да, в современном искусстве керамика очень популярна. В целом, она занимала почетное место на протяжении всей истории искусства. Но в академическом скульптурном образовании, керамика считается чем-то развлекательным, очень прикладным. Вот камень рубить и в бронзу работы переводить - это серьезно. Поэтому к керамике я вернулась не сразу.

В прошлом году у тебя прошла персональная выставка «Память заполнена» в MMOMA совместно с онлайн-галереей SAMPLE, состоялась коллаборация с «Азбукой вкуса» и онлайн-галереей «Объединение».

Да, коллаборация и персональная выставка едва разминулись. Когда я заканчивала работу над тиражными сериями фарфоровых скульптур для «Азбуки вкуса», мне подтвердили слот на выставку и нужно было незамедлительно начинать подготовку. Это был очень эмоционально насыщенный период.
Экспозиция персональной выставки Нади Лихогруд в ММОМА. Фото: Варвара Топленникова
Как долго ты готовилась? Какие были трудности?

Идея сделать выставку появилась примерно за год до открытия, но конкретные даты мне подтвердили всего за за два месяца. Это было непростое время. У меня это был первый опыт персональной музейной выставки, передо мной стояла очень много новых для меня серьезных задач. Нужно было воплотить много идей , раскрывающих тему выставки, собрать вокруг близких по духу людей для реализации всего задуманного. Моей целью было сделать выставку безопасным местом для каждого, чтобы человек себя там чувствовал хорошо. К счастью, все получилось: собралась команда мечты, все отлично сделали свою работу.

Как ты считаешь, есть ли у работ, которые ты сделала за последние годы что-то общее?

По-моему, это всё одна история. К керамике я вернулась именно в тот момент, когда я переехала в новую мастерскую , где работаю уже 4 года, и начала готовиться к выставке «РайON.0.» в Музее Москвы. Темой этой выставки было восприятие молодыми художниками постсоветского наследия. Тогда я поняла, что хочу переосмыслить фарфоровую советскую фигуративную скульптуру. Именно поэтому я вернулась к керамике. Мне хотелось рассказать про свои воспоминания из детства, про эпоху 90-х, какой я ее запомнила. Я создала собирательные образы, которые оказались близки не только мне.

А у тебя есть какие-то живые референсы перед глазами, бабушкины фигурки?

Конечно. Мне кажется в каждой семье осталась такая реликвия. У меня в памяти есть много образов, который мне хочется запечатлеть. Всё началось с ностальгических воспоминаний, а сейчас мне еще интересно комментировать текущее время своими работами, фиксировать приметы времени.

Как устроен твой творческий процесс? Где ты берешь идеи?

По-разному. Иногда что-то просто в голове придумываю и сразу вылепливаю. А вообще собираю много архивных материалов, фотографий, фиксирую идеи в блокнот, иногда делаю очень условные рисунки. В детстве я не понимала, почему некоторые великие художники рисовали по-детски. «Они не умеют рисовать что ли?» - думала я. Сейчас понимаю, что иногда достаточно двух линий, чтобы воплотить идею ,чтобы стало понятно, что ты в это вкладываешь. У меня нет единого источника вдохновения. Это всё собирается само собой в общий пазл.
Экспозиция персональной выставки Нади Лихогруд в ММОМА. Фото: Варвара Топленникова
Есть ли кто-то из художников, скульпторов, которых ты любишь, и , возможно, что-то от них присутствует в твоих работах?

Есть, конечно. Я люблю древнее искусство. Я была в Греции, посмотрела все музеи и очень сильно вдохновилась древнегреческой скульптурой. Также очень люблю скульптуру Древнего Египта. Конечно, у меня есть ещё любимые скульптуры 20 века. Например, итальянский скульптур Джакомо Манцу. Когда я начала серьезно заниматься скульптурой и впервые увидела изображения его работ, они очень сильно на меня повлияли. В его работах присутствует покоряющая простота и пластика. А когда я лепила для выставки фигуру мальчика на карусельной лошадке, я обратилась к архивам еще одного любимого итальянца - Марино Марини. Образ всадника был ключевым в его творчестве.

Советская скульптура также оказывает большое влияние на меня. В одной из серий работ для моей выставки, я переосмыслила круглые советские барельефы, рифмуя эту монументальную форму с современными «кружочками», популярными в соц сетях. Так появилась серия «Highlights».

Как ты относишься к международной карьере?

Отлично отношусь. Я уже участвовала в нескольких зарубежных выставках. Несмотря на все события последнего года получилось поучаствовать и в групповой выставке в Париже, и в Базеле. Планирую продолжать свою выставочную деятельность за границей.

Что ты посоветуешь молодым художникам, которые только начинают карьеру?

Я точно могу посоветовать делать то, что кажется важным, то, что нравится, то, чего не можешь не делать. Несмотря ни на что продолжать, даже если ты не замечаешь мгновенного интереса, сразу не видишь обратной связи. Если делать то, что любишь, в какой-то момент обратная связь обязательно появится. У меня не было абсолютно никаких предположений о том, как может сложиться моя карьера, я и до сих пор не до конца понимаю, что так много людей неравнодушны к моему творчеству. Это несколько эгоистичный момент, но во время творчества ты думаешь только о себе. То, что твои работы могут понравиться еще кому-то, это классно, ценно, важно и очень подбадривает. Но, если схема переворачивается, и ты уже думаешь о том, что нужно сделать, чтобы понравилось, то, мне кажется, всё рушится и так уже не работает. Важно быть очень честным с собой и делать, что ты хочешь. Делать для себя и действительно кайфовать от процесса. В плане карьеры, очень важно вырабатывать свои правила, работать только с людьми, с которыми у вас общие ценности, иначе это будет всем во вред. Возможно нужно чаще говорить «нет». Это опять же про честность с самим собой. Я к этому стремлюсь.
Фотографии предоставлены Надей Лихогруд