EiL Blog
Интервью с Екатериной Ираги

Мы очень давно хотели пообщаться с основательницей одной из наиболее значимых галерей современного искусства Москвы Iragui Gallery, и наконец нам это удалось!


Основанная Екатериной Ираги в 2011 году, галерея представляет кросс-дисциплинарную программу с фокусом на концептуализм. Своей основной задачей Iragui видит привлечение внимания к современному русскому искусству, способствует участию российских художников в международных проектах и их вовлечению в контекст мирового искусства.


Включенность Екатерины в международный контекст и ее опыт продвижения российского искусства сложно переоценить. Традиционно делимся с вами деталями нашего разговора.

Екатерина Ираги
Екатерина, расскажите, продолжает ли галерея свою деятельность в России?

События в этом году разворачивались для нас, как и для всех, неожиданно: после 24 февраля мы сначала продлили текущую выставку, а ту, что планировали следом за ней, отменили. Весной ко мне обратились коллеги из Вышки, где я вела Арт-менеджмент для студентов-художников последнего курса, и попросили о помощи с выставочной площадкой для дипломных проектов выпускников. Мне было очень приятно, что была возможность помочь, и их работы действительно мне понравились. Видно было, что девушки с характером и очень умные. Меня поразил уровень их осознанности, и заинтересованность не только в форме, но и в содержании. У каждой из выпускниц проект включал глубокие исследования. Действительно, была проделана серьезная работа. В некоторой степени эти проекты дали мне какую-то долю оптимизма, без которой в жизни никак.

Ведется ли какая-то активность сейчас, в летний период?
В начале лета мы завершили проект с Салоном рисунка в Париже, где выставлялись работы четырех русских женщин-художниц: Ольги Чернышевой, Марии Арендт, Ирины Петраковой и Таисии Коротковой. После участвовали в совершенно новой для нас ярмарке BAD в Бордо. Мы решили, что наш стенд на ней будет посвящен ландшафту как символу мира и спокойствия. Эту тему мы показали в интерпретации исторического концептуалиста Никиты Алексеева и знакового художника 2000х годов Александра Виноградова, ныне живущего в Италии.

Вне зависимости от всех обстоятельств, мы продолжаем сохранять фокус на российских художниках.

В Москве продолжается работа с коллекционерами, и ее действительно много, так как за годы существования галерея смогла выстроить значимую для сообщества репутацию.

Готовим осеннюю программу, пытаемся осмыслить, как это реализовать без самоцензуры.

Екатерина Ираги и Ольга Чернышева, Салон рисунка, Париж

Расскажите, пожалуйста, в чем может быть фокус для молодых художников сейчас? Как им выстраивать отношения с сообществом, с галереями?

Я убеждена, что молодому художнику не нужно торопиться заполучить отношения с галереей. Им нужно, в первую очередь, искать гранты, подаваться в резиденции, в кураторские проекты, некоммерческие, чтобы этого давления коммерции не было.

У галерей, конечно, бывают projects, параллельные площадки, в дополнение к основной, где молодым художникам предоставляют выставочную площадь и дают больше пространства для самовыражения и поиска себя. Надо помнить, что галерея – это коммерческая структура, которая должна продавать. А это может дать молодому художнику ложные ориентиры, сместить приоритеты с поиска своего языка на коммерческую реализованность. Я убеждена, что ему нужно время, чтобы созреть как личность самому, без галереи, и я бы не рекомендовала с этим спешить.

Художники, при этом, конечно, должны знать и понимать как мир искусства устроен – как галеристы выбирают художников, как строится программа, как работают ярмарки и т.д.

Iragui Gallery на ярмарке BAD, Бордо
А как тогда художникам продавать искусство?

Я бы сказала, что в начале карьеры фокус должен быть не на продаже искусства, а на поиске грантов и помощи от организаций, которые поддерживают молодых художников. И концентрироваться не только на форме, а, главным образом, на высказывании. Не интернет-продажи делают из вас Большого Художника. Коммерческий успех может быть временным и проходящим.

Молодым художникам полезно и важно искать ресурсы, придумывать, как делать фандрайзинг, налаживать нетворк и работать с кураторами, с институциями, у которых есть бюджеты. Во Франции, например, конкурсы в области современного искусства есть абсолютно везде: от мэрии небольшого города до больших строительных компаний. От участия в этих конкурсах вполне можно получить средства на воплощение своих творческих идей.

Несмотря ни на какие обстоятельства, я бы посоветовала молодым художникам не отказываться от международных перспектив. Да, ситуация поменялась, и усилий, возможно, потребуется больше, но это по-прежнему реалистично.
Салон рисунка, Париж
Расскажите, как молодые художники попадают в Iragui Gallery?

Наша галерея совсем небольшая и много художников мы просто физически не можем брать. При этом, мы часто делаем кураторские проекты, в которые вполне могут попасть и новые имена.

Например, именно так к нам попал Родион Китаев, через кураторский проект, а после мы с ними успешно выступили на ярмарке NADA в Нью-Йорке.
Работы Родиона Китаева на ярмарке NADA, NY
Что бы вы порекомендовали художникам и сообществу в России в такие непростые времена?

Не останавливаться, продолжать работать и исследовать нашу сложную современность посредством искусства. Мне кажется, что именно современное искусство воспитывает критическое отношение к реальности, пробуждает рефлексию, имеет какое-то экзистенциальное измерение и помогает бороться с собственным тоталитарным мышлением.

Художник, на мой взгляд, должен быть оппортунистом и использовать любые возможности для того, чтобы продолжать свою работу, повышать свою узнаваемость и растить портфолио значимых проектов.

Хороший пример – история Жени Мачневой, художницы из Петербурга. Она ведь сейчас единственная ныне живущая русская художница на Биеннале в Венеции. Попала она туда стараниями французской галереи Валуа, которая сотрудничает с художниками 80-х, но периодически пробует работать с кем-то из новых, молодых имен. Галеристы увидели Женю в Америке, на Биеннале Уитни (Whitney Biennial). Поэтому так важно попадать в значимые проекты кураторов и институций: часто именно там галеристы открывают для себя новые имена.

Таких историй довольно много, и вашему блогу и прочим изданиям я рекомендую больше об этом писать и делиться с аудиторией успехами российских художников, включенных в международных контекст. Это вдохновляет и дает надежду.

Фотографии предоставлены Екатериной Ираги