Как так получилось, что помимо продвижения художников галерея начала заниматься еще и проектами, которые взаимодействуют с бизнесом?
Это получилось естественным образом. Когда мы создавали галерею, онлайн-формат был нашим осознанным выбором, как и выставки и мероприятия временного характера в разных пространствах, а вот коллаборации пришли к нам от партнеров. В какой-то момент к нам начали обращаться дружественные компании с предложением что-то сделать вместе. Одним из первых был цветочный магазин моих друзей. Ребята предложили, чтобы художники разработали для них дизайн упаковки и открыток. Дальше пиццерия знакомых предложила сделать коллаб с их упаковкой. Процесс пошел, наши друзья из разных индустрий начали приходить к тому, что можно привлечь современное искусство в их бизнес. В какой-то момент мы сами начали осознавать, что это не случайный кейс, мы переходим от одной коллаборации к другой, и это превратилось в полноценную часть работы.
Как сами художники относятся к участию в коллаборациях?
По-разному. У художников часто возникает диссонанс, им кажется, что в они выступают не столько художниками, сколько дизайнерами. Часто сталкиваемся с тем, что художнику надо объяснять, что, во-первых, так делали всегда, это естественное развитие художника, а во-вторых, что только от него зависит будет ли это просто дизайн, или ты вложишь душу и это будет твой арт-объект. Мы стараемся никогда не ограничивать свободу художника, и делать так, чтобы работа возникала именно из диалога художника и заказчика.
А больше каких запросов поступает от заказчиков?
В 80% случаев заказчики приходят с запросом на конкретного художника. Кто-то бывает у нас на выставках, кто-то видит работы наших художников. С цветочным салоном была конкретная история – девушка- владелец, коллекционер Жени Дудниковой. Поэтому, когда она попросила сделать открытку, то так сказала: «хочу делать это с Дудниковой». Для пиццы Maestrello мы сами предлагали несколько вариантов.
Какой самый необычный медиум, с которым вы работали в части коллаборации?
Ну вот один из последних примеров - это коллаборация для девелоперской компании, которая хочет продвинуть площадку до того, как построят новое пространство. Мы предложили создать мурал руками наших художников, делать ивенты, а через художников привлечь туда и арт- комьюнити. Мы полностью продумали весь контент, как мы интегрируем художников: кто будет расписывать эту стену, кто будет делать мерч. Для нас это тоже рост в коллаборации, когда через отдельные небольшие истории мы приходим к цельной концепции проекта.
Бизнес больше про эстетическую сторону или про личность и идею художника?
Обычно влюбляются в личность художника уже после коллаборации. У нас есть офис в Сити, который расписывал Родион Китаев и Наташа Гончарова, и компания из соседнего офиса сильно вдохновилась этой историей. Нам позвонили с фразой «хотим именно их». Обычно, мы обязательно стараемся рассказать про художника, про его личность и историю.
Какая твоя любимая коллаборация?
Наверное, это профессиональная деформация, потому что нет ничего любимого и нелюбимого. В нашей работе все должно быть любимым. Мне очень понравилась наша коллаборация с такси Uber. Мы расписывали уберовские желтые такси, которые ездили по Москве и Питеру год назад.
Расскажи, пожалуйста, об опыте работы с фэшн, были ли успешные примеры?
Мы общались с несколькими fashion-брендами. Но тут есть важный момент- часто крупный ритейлер больше за универсальное. Объективно, одежду со сложными принтами, никто не будет покупать тысячами.
У Zara же покупают. Помню, например, лимитированные джинсовые куртки с принтами Баския в мужских коллекциях разлетелись почти мгновенно.
Да, если это Баския и Уорхол – купят. Но если это Наташа Гончарова, ноунейм для массового покупателя, которая еще и увеличит конечную стоимость, вряд ли.
Говоря о коллаборациях, кажется, что сейчас для большинства российских брендов искусство – не часть маркетинговой стратегии?
В российском сознании – это индивидуальный вкус, образованность, вовлеченность владельцев, топ-менеджеров брендов. Пока не могу сказать, что продвижение через искусство является осознанно просчитанной стратегией для большинства из них, но возможно, мы к этому движемся.
А художникам полезны коллаборации?
Я уверена, что да. Любая подобная работа – это опыт. Как и в любой работе только ты сам можешь решить – крутой ты или нет. Стесняешься или вложил душу и кайфуешь.
Вот мы сами как работаем? Делая концепт коллаборации с пиццерией, мы в первую очередь спрашиваем себя– какую пиццу нам было бы приятно покупать? И когда к нам пришли с предложением оформить двор в строящемся доме, мы стали думать: «а где бы мы хотели тусоваться этим летом?» В итоге получается классно. Каждую коллаборацию мы отрабатываем только так. Мы беремся только за то, что является опытом для нас самих, конечным продуктом, за который не стыдно. То же самое с художником – если он в состоянии оценивать, вкладывать душу, то он, скорее всего, будет кайфовать от этой коллаборации, будет ею гордиться и любить. А если у художника есть комплексы, он думает: «Нужно ли мне это? Потрачу силы на коллаборацию, останутся ли силы на истинное творение?».
Великое искусство мы редко узнаем здесь и сейчас. Многие знаменитые художники не были звездами своего времени. Опыт, который извлекает художник, только в его силах сделать классным. Даже делая бутылку, этикетку, брелок. А еще, на мой взгляд, чтобы стать крутым художником, надо много работать. Много работать технически. Писать один эскиз каждый день не каждый способен. Пикассо делал и тарелки, и вазы, и очень крутые холсты при этом. Стать реально крутым мастером ты можешь, только если много, упорно работаешь. А такие коллаборации обычно дают возможность сделать тысячу эскизов в процессе работы.
Если абстрагироваться от коллабораций, как тебе кажется, чего не хватает сегодняшнему российскому арт-рынку?
Мы видим, что большинство владельцев крупного бизнеса всегда были ориентированы на Запад- они стремились покупать там, они коллекционировали западное искусство. Пока их внимание и деньги не переключились на Россию. Я говорю сейчас не о профессиональных коллекционерах, а о скорее о тех, кто считает, что это модным трендом. Профессиональные коллекционеры за счет своего визионерства и вкуса покупают и в России, и на Западе. Сейчас кто-то уехал, кто-то остался. Такая же история и с художниками. Посмотрим, возможно, сегодняшняя ситуация и поменяет общую картину арт-рынка и привлечет внимание к российскому искусству. Мы все на это очень надеемся.