EiL Blog
Collector’s view: Антон Козлов
Антон Козлов
Антон, расскажите, как вам пришла идея сделать фокус на публичности коллекции?

На пути коллекционирования накапливается большое количество открытий, которыми хочется делиться. В какой-то момент у меня появилось желание приоткрыть свою коллекцию, рассказать на примере собственного материала  как развивалась история российского современного искусства последние 65 лет. У меня возникло желание задокументировать точные мнения и взгляды на современность экспертов-искусствоведов, чьему мнению я доверяю, а также же показывать объекты из собственной коллекции и рассказать про тех художников, которых уважаю и люблю.
Елена Елегина и Игорь Макаревич, Гриб-Паган, 2003
Какой был временной промежуток между первой покупкой и публичным высказыванием?

Я собираю достаточно длительный период истории современного искусства, это большое количество важных явлений, которые не так быстро и не так просто организовать в собрание музейного уровня. В общей сложности, на это у меня ушло примерно 4 года. Сейчас я решил, что коллекцию можно начинать показывать и запустил собственный Youtube-канал «Пока все дома у Антона».
При этом, я не считаю, что существует какое-то принципиальное количество произведений, с которого можно начинать выходить в публичное поле. Собрание может состоять всего из одной работы. Вопрос исключительно в качестве.
Анна и Виталий Черепановы, Фонтан Мишка, 2019

Есть ли что-то определяющее, что заставляет или стимулирует вас к тому, чтобы делать коллекцию публичным высказыванием?


На мой взгляд, для коллекционера публичность — это, скорее то, что забирает энергию, чем отдает. Она требует времени и других ресурсов.

Но публично заявлять о своей позиции, выборе и взглядах – это очень важная и, я бы даже сказал, сакральная функция коллекционера. Наряду с высказываниями других акторов — это и формирует дискуссионное поле, столь необходимое современному искусству.


Видите ли вы в публичном высказывании какие-то отрицательные стороны? Что-то, что может являться стоп-фактором для того, чтобы рассказывать о коллекции на широкую аудиторию?


Полагаю, что подавляющее большинство коллекций собирается для собственного удовольствия. Люди украшают этим искусством свои дома, оно становится частью их приватного бытия, и выносить это на публику в каком-то смысле кажется странным. Это как рассказывать о своей личной жизни незнакомцам в метро, что, во-первых, неуместно, но, что более важно, это может быть просто никому неинтересно.

Перед тем как ставить вопрос о публичности своего собрания, нужно ответить на другой: имеет ли оно культурную значимость? Или может быть сама фигура коллекционера представляет особый публичный интерес? И если да, то, на мой взгляд, это точно стоит делать, ведь современное искусство всегда про коммуникацию.

Егор Федоричев, О безответной любви к Родине, 2019
Может ли публичность коллекции повлиять на рост цен работ художников, включенных в ее состав?

Да, конечно. Общедоступность и публичность произведений искусства влияют в целом на рост интереса к ним, и, как следствие, на повышение стоимости. Например, первые имена шестидесятников — о них много сказано и написано, есть целые частные музеи, посвященные произведениям этого поколения авторов. Цены на них растут. При всем при этом остается множество важных явлений, периодов и имен, которые в данный момент внимания коллекционеров несколько лишены.

Владислав Мамышев-Монро, Пенаты, 2007
Активные участники арт-среды, в частности, коллекционеры, зачастую поддерживают современных авторов, оказывают материальную поддержку, рассказывают о них в публикациях, делают их творчество более видимым. На ваш взгляд, какие действия в этом ключе могут быть действительно полезны?

Со своей стороны убежден, что покупка мною работ не является как таковой поддержкой автора и не имеет за собой такой четко сформулированной цели. Я покупаю работу и рассматриваю это как взаимный обмен: художник получает деньги, а я – прекрасное произведение искусства. При этом, я могу помочь кому-то с мастерской или с помещением для хранения, с материалами для работы, но это локальная, скорее, товарищеская помощь.
Стратегии поддержки, мне кажется, это дело меценатов, нежели коллекционеров, что тоже очень нужно и важно развивать. Могу высоко оценить то, что делают для художников мастерские “Гаража”: многие из них попадают в галереи и начинают более активно и масштабно осваиваться на арт-сцене. Недавно я узнал про очень щедрые грантовые программы “ГЭС-2”, и это тоже прекрасный пример.
Для коллекционера все же, в первую очередь, важна его коллекция, то, что в ней находится. И если подходить к ней не через отбор художника, качества произведения и его контекста, а через призму “кому помочь”, то это уже не та коллекция, которую мне лично хотелось бы собрать.
При этом, начав коллекционировать искусство, я перестал покупать другие, скажем, бытовые предметы – это была первая стадия изменения привычек. Вторая началась, когда я практически перестал покупать искусство нонконформистов, и в большей степени переключился на работы современников. В частности, потому, что мои ресурсы поступая туда, питают эту живую, развивающуюся именно сейчас среду.
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Делай как мы!, 2006
Как вам кажется, арт-мир – это закрытое сообщество? Сложно ли в него попасть и удержаться в нем?

Арт-сообщество открыто или закрыто ровно настолько, насколько новый участник релевантен тому дискурсу или тем задачам, которые присутствуют внутри сообщества в данный момент.
Если вы действуете в резонансе с общечеловеческими гуманистическими ценностями, то сообщество не будет для вас закрыто.
Если ваши помыслы направлены на поддержку, если ваши действия мотивированы культурой, а не материальными благами, то оно открывается достаточно легко.
Арт-сообщество – это люди, которые своим делом живут.
Александр Гронский, Без названия, 2022
А коллекционеру важно быть частью сообщества? Всегда ли это намерение бескорыстно, продиктовано именно любовью к искусству, а не расчетом?

На мой взгляд, если коллекционер доходит до понимания важности арт-сообщества, то с ним уже все хорошо: все его интенции верны, и он находится на правильном пути. Если к своим намерениям он движется этично, сообщество обязательно ответит ему взаимностью.
И на Западе и в России через искусство действительно открываются многие двери. Происходят коммуникации с людьми, с которыми не через искусство вы бы никогда так не сблизились. Регалии и заработки здесь не имеют первостепенного значения. Гораздо важнее ваши взгляды на искусство, того или иного художника, работы, которые вы обсуждаете.
Даже очень состоятельные люди покупают искусство по любви. Расчет здесь – это лишь оправдание, потому что, если ты привык всегда работать с большими деньгами и оценивать эффективность, то перестроиться бывает действительно сложно. А в современном искусстве у тебя обязательно меняется система ценностей, так как оно иррационально. Человек, который попадает сюда из мира финансов или какой-либо другой сферы, всегда проходит путь примирения рационального и иррационального. У лучших собирателей, как мне кажется, этот критериальный аппарат перестраивается и им уже не требуется материального оправдания для собственной любви.

В статье представлены фото работ из коллекции Антона Козлова. Фотографии предоставлены Антоном.