EiL Blog
Vanda Gallery. Тбилиси: интервью с Александром Муджири
Сегодня мы хотим поделиться интервью с одним из основателей и владельцев старейшей частной галереи в Грузии “Vanda Art Gallery“.

Vanda Gallery (ex. “Hobby”), расположенная в историческом районе Тбилиси — Сололаки, была основана в 1993 году братом и сестрой, близнецами Вандой и Александром Муджири.

С момента открытия миссией галереи является продвижение и популяризация современного грузинского искусства. Для достижения этой цели галерея на протяжении тридцати лет принимает участие в ведущих международных фестивалях.

С Александром мы поговорили о том, как можно открыть галерею даже в самые непростые времена, об опыте ведения галерейного бизнеса в разных странах и главных задачах для галереи.

Ванда и Александр Муджири

Это наше первое интервью с грузинской галереей. К тому же Vanda Art Gallery – одна из самых первых частных галерей в Грузии. Безумно интересно узнать историю её открытия. И каким тогда был рынок современного искусства в Грузии?

Я скажу прямо: никакого рынка тогда не существовало в Тбилиси, и Грузии в целом. Не было даже такого понятия и физически не было частных галерей, только Национальная галерея искусства. Это был конец 92-го года, различные коллекционеры собирались на Сухом мосту. Я был филателистом, мой зять, с которым мы туда ходили – нумизматом.

Общение коллекционеров проходило под открытым небом, прямо под дождём, снегом и ветром. Вместе с мужем сестры мы решили открыть клуб коллекционеров в здании Караван-сарая, где расположен музей города. Музей занимал только второй этаж, и нам позволили использовать нижний полуподвальный этаж. Мы сделали ремонт и открыли клуб. К нам приходили люди, мы даже выпустили удостоверения участников клуба.

Там же был гигантский третий этаж 1800 кв. м., который пустовал. Мы засматривались на него, и однажды нам с моей сестрой Вандой пришла идея открыть там галерею. Это решение было вызвано нашим интересом и любовью к искусству, а также тем, что мы увидели огромный потенциал талантливых грузинских художников, которых необходимо было показать на международной арене. Так мы реализовали эту идею - взяли этаж в аренду (тогда ещё были купоны вместо денег) и начали организовывать выставки.

В те времена в городе был беспредел, это были «чёрные» 90-е. В городе было много оружия после Абхазской войны, и стали появляться вооружённые банды. Одна из богатейших республик Советского союза вдруг оказалась без воды, электричества и отопления. Люди готовили еду во дворах на больших кострах, зимой собирались и жгли покрышки, чтобы согреться. И в это время, как раз зимой, мы решили открыть галерею. Знакомые, конечно, покручивали пальцем у виска – молодые, дурь голову царапает.

Наша галерея стала отдушиной для многих людей. Как я сказал, не было электричества, и мы делали открытия выставок в 3-4 часа дня, пока не стемнеет. Но, естественное освещение зала было только с одной стороны, и мы использовали дополнительно свечи, которые собирали у друзей и знакомых и расставляли их на полу по периметру, по две - три свечи под картиной. Люди приходили, кто в чём мог – кто-то в норковой шубе, а кто-то в военном бушлате. Смотрели, дышали запахом краски и холстов, уходили вдохновлённые искусством.

Стенд Vanda Gallery на Tbilisi Art Fair, 2022. На заднем фоне работы Како Топуриа "Сон Тариела" (слева) и Риты Хачатурян "Хлопковое поле" (справа). Здесь и далее фото предоставлены галереей
А как Вы решили вопрос с коммерческой составляющей и что дало толчок к развитию?

Частная галерея подразумевает продажи искусства. Но, как я сказал, рынка тогда не было в Грузии. И невозможно было надеяться, что люди смогут купить искусство – им было не до картин. Надежда была только на иностранцев, хотя и их было мало. Когда мы начали работать, в стране было только два посольства - Германии и США и было представительство Красного Креста, на этом всё.

Постепенно количество посольств росло и приток иностранцев стал больше. К нам часто заходил подружившийся с нами атташе по культуре Турецкого посольства, и в 95-м году рассказал нам, что они открывают в Анкаре новый Культурный центр и хотят начать с Международного фестиваля. Он пригласил нас поучаствовать. Само участие было бесплатным. Нам нужно было только собрать деньги, чтобы добраться до Турции.

В итоге мы добрались. Это была первая ярмарка современного искусства для нас, мы даже не знали, как правильно упаковывать работы. Огромный центр, десятки галерей, всё это нас поражало. Мы разместили свою экспозицию, и в этот день сделали хорошие продажи. Но, главное, что мы не знали о том, что там проводится конкурс между галереями. По окончании ярмарки меня вызывают на сцену и говорят, что галерея Hobby, так мы тогда назывались, стала победителем. Нам полагался приз – или 10 тыс. долларов или бесплатная площадь в Мессе Берлин в следующем году. Ответ нужно было дать на следующий день.

Десять тысяч долларов были тогда огромной суммой, даже для Турции, не говоря о нашей стране. Но, мы с Вандой даже не думали и выбрали участие в Берлинском фестивале.
Меня тогда пригласили дать интервью евразийскому телевидению. И когда мы вернулись в домой, на нас смотрели как на людей со странностями: «Это вы отказались от денег?».

К слову, в следующем году в Берлине мы снова взяли Гран-при.

Каких художников вы тогда представляли, и какие цены были на их работы?

На тот момент это были известные ведущие грузинские художники разных поколений, а также начинающие авторы. Сейчас уже можно сказать, что это художники, которые сформировали сцену грузинского современного искусства. Цены на работы у нас были от 300 до 5000 долларов.

После фестиваля в Берлине мы на постоянной основе уже выходили в международное пространство и со стабильным успехом. Мы безумно много работали. И всё больше художников стало приносить и доверять нам свои работы. Они поняли, что это путь в Европу. Тогда не было онлайн-пространства и художникам было сложнее заявить о себе за рубежом.

Когда я открыл галерею в Атланте, то там представлял уже не только грузинских авторов.
'Foxes' from the series 'SERENGETI' Oil on canvas, 200 x 250 cm. Рита Хачатурян (художница галереи)
Расскажете об опыте ведения галерейного бизнеса в Америке?

Мы с супругой и детьми достаточно долго жили в США, дочь и сейчас там живёт. И я решил открыть там галерею. Кажется, это можно уже назвать моей привычкой – открывать галерею там, где я долго живу, так как помимо Тбилиси и Атланты у меня была какое-то время галерея ещё и в Киеве.

Когда я ехал в Америку, я взял с собой около семидесяти работ грузинских художников, которые сейчас очень известны. Пожалуй, с них всё и началось. В 1996 году в Атланте проходила Олимпиада. Там, в рамках культурной программы был открыт Грузинский Дом. Я имплементировал туда около двадцати работ художников, то есть одновременно организовал выставку. Другие страны обошлись без произведений искусства, а для меня это был шаг к популяризации грузинского искусства на американском континенте.

Потом я прочёл серию лекций в университете Emory о современном грузинском искусстве. Уже в следующем году я получил приглашение из Вашингтона от Всемирного валютного фонда организовать первую выставку грузинского современного искусства. Для этой выставки я поехал в Грузию, чтобы привезти другую коллекцию, также порядка семидесяти работ.
Потом я организовал выставку в галерее Corcoran в Вашингтоне, где мне удалось познакомиться с первыми значимыми коллекционерами. На выставку пришёл Нортон Додж – один из известнейших коллекционеров советского нонконформизма. Его имя было легендой для тех, кто был связан с арт-миром в советском и постсоветском пространствах. Ему понравилась выставка, и он попросил меня привезти для него работы определённых авторов, что я и сделал.

Я также организовал несколько выставок в самой Атланте, например, в Nexus Art Canter, где выставляли молодых авторов, я показывал Тенгиза Кавтарадзе и Олега Тимченко. Когда они увидели их работы, то выделили нам огромный зал под экспозицию только этих двух авторов. После череды независимых проектов я уже открыл собственную галерею в Атланте.
Локальные коллекционеры были весьма заинтересованы искусством, которое мы представляли в галерее. Например, к нам пришёл сам Джон Портман, архитектор с мировым именем, создавший облик современной Атланты и стал другом нашей галереи.

В галерее мы представляли не только грузинских авторов, но и художников из других стран, и также локальных авторов. Интерес к искусству, которое мы демонстрировали, очень вдохновлял. Так как Атланта хотя и быстрорастущий город, но, это «ленивый», консервативный юг, в плане принятия нового, изменения мировоззрения.

Кроме выстраивания отношений с коллекционерами, какие ещё стратегии имели ключевое значение?

Поиск спонсоров, без которых в Америке сложно было существовать частной галерее. Как я сейчас уже оцениваю, я сделал правильный выбор в поиске партнёра. Я решил не обивать пороги, например, Coca-Cola, а пришёл с презентацией проекта к Lufthansa, у которых была штаб-квартира в Атланте. Lufthansa были главными конкурентами Delta Airlines, и им были бы интересны выделяющие их проекты.

Люди, которые могут позволить себе купить дорогое искусство, наверняка летают в Европу или заказывают авиаперевозки. К тому же в нашу галерею приходят люди, которые интересуются именно европейским искусством. И Lufthansa, как я подумал, будет интересно, чтобы на каталогах выставок было указано, что они партнёр галереи. Так как целевая аудитория одна и та же, то партнёрство будет способствовать и их продажам. Они, действительно, заинтересовались предложением.

Они презентовали в нашей галерее новый тип кресел первого класса. Мы получили от них, как от партнёров, бесплатные перевозки картин из Европы в Америку и обратно, а также бесплатные билеты бизнес класса для сотрудников галереи в любую точку для любых арт-проектов.

Если резюмировать, то важен поиск правильных партнёров и продумывание того, чем вы можете их заинтересовать.
Vanda Gallery. Тбилиси
Вы раньше располагались в другом месте, какая история связана с этим помещением?

Пока я работал за границей, моя сестра Ванда в самые тяжёлые для страны годы успешно развивала галерею здесь в Тбилиси, а также представляла грузинских авторов зарубежом. На протяжение многих лет по сегодняшний день, наша галерея занимает лидирующие позиции в грузинском арт-пространстве.

Из Караван-сарая мы ушли в связи с их реорганизацией. В 1996 году Ванда нашла залы в музее литературы Грузии, где галерея просуществовала 15 лет.

А в 2006 году Ванда приобрела помещение в старом известном историческом районе города Сололаки.  Здесь был старый советский гастроном с затопленным подвалом и было вложено колоссальное количество труда в его реконструкцию, только пару лет ушло на то, чтобы просушить стены. Было много противоречий с местными жителями, которые не могли поверить в то, что здесь будет художественная галерея – думали, что очередной ресторан и всячески протестовали. И вот, в 2011 году галерея перебралась в собственное пространство и стала называться Vanda Art Gallery.

Как Вы изучали галерейное дело?

Изначально в Грузии обучаться этому было негде и не у кого. Многое мы выясняли на собственном опыте. Было очень полезным смотреть на то, как работают другие галереи, на международных ярмарках и фестивалях, общаться с иностранными коллекционерами.

В Америке уже была возможность покупать и изучать различную литературу – как сопровождать клиента, что и как ему предлагать, чтобы его заинтересовать и т.д. Но, в большей мере мы всё изучали на практике. Очевидно, что искусство, которое вы продаёте за несколько тысяч долларов или больше, должны видеть в том числе люди, способные его купить. А далее, если вы оправдываете ожидания клиентов, то репутация распространяется и к вам будет приходить всё больше и больше людей.

Если человек купил предмет искусства за десять тысяч долларов, то он уже не просто заплатил, а инвестировал, доверил вам свои деньги. И он надеется, что галерея сделает всё, чтобы имя автора и галереи росли, а инвестиция себя оправдала.

Вы опираетесь на общую аналитику по арт-рынку, рейтинги художников?

На мой взгляд, на арт-рынке сложно что-то с точностью просчитать. Он, совершенно, непредсказуемый и противоречивый. Сегодня в одном регионе мира хорошо популярно китайское искусство. А в другом месте оно не в тренде, потому что завтра ожидается появление чего-то лучшего. То есть, нельзя вкладываться во что-то одно только потому, что оно сегодня хорошо продается.

Нужны большой собственный опыт и интуиция и я счастлив констатировать что друзья галереи уже доверяют нашим опыту и интуиции.
Oil on canvas, 250 x 200 cm. Рита Хачатурян
Кто сейчас друзья Вашей галереи?

Как Вы, может быть заметили, я избегаю слова “клиенты” – я предпочитаю определение “друзья галереи” (без кавычек), так как у нас действительно выстраиваются с ними доверительные, дружеские отношения. Мы являемся сооснователями по-настоящему серьезных частных коллекций как в Грузии, так и за рубежом. В то же время я должен заметить, что все приобретения в галерее пользуются строжайшей конфиденциальностью за исключением тех случаев, когда мы можем рассказывать только о тех, кто даёт нам это право.

С кем из художников Вы работаете? И заключаете ли эксклюзивные контракты?

Сейчас в Грузии начинает появляться система контрактов между художниками и галереями. Но, мы работаем в большей мере на обоюдном доверии, и не ограничиваем художников жёсткими рамками. Тем не менее многие с нами уже несколько десятилетий. Они могут выставляться где-то ещё и работать с другими галереями.

Например, Алекса Бердышева мы представляем 28 лет. Известнейший автор в Грузии, и не только. Выставляется в Англии и США, а в Грузии только у нас.

Ray of Light, Oil on canvas, 110 x 120 cm. Александр Бердышев
Есть художники, которых наша галерея фактически взрастила и выпестовала. Например, Леван Миндиашвили стал работать с нами, когда ему было 19 лет. Сейчас ему уже за сорок. Жил в Буэнос-Айресе после окончания академии, сейчас живёт в Нью-Йорке, популярнейший и активный автор. Георгий Гацерелия, невероятно интересный и самобытный автор, которого мы обнаружили совершенно случайно, когда он был еще студентом и сейчас он широко известен не только в Грузии, но и от Австралии до США. И многие другие авторы.
Diptych-Susurros-Whispers-100-x-70-2011. Леван Миндиашвили
Алим Рижинашвили – график и живописец, жил и работал с 1990 года в Берлине. К сожалению, его не стало в 2014 году. Мы делали в Грузии три его прижизненные выставки, и уже после его кончины в прошлом году привезли из Берлина для выставки его холсты, никогда не экспонировавшиеся в Грузии.

Рита Хачатурян , с которой мы работаем эксклюзивно уже восемь лет. Это была молодая художница, которая не была широко известна, а сейчас её работы находятся в известнейших частных и музейных коллекциях по всему миру. В будущем году мы планируем показать её работы на Art Basel.

Безумно приятно работать с молодыми авторами, открывать новые таланты. К тебе приходит талантливый юноша, у которого не хватает денег на краски и холсты. И через какое-то время его работы уже стоят в десять раз дороже, он получает возможность развиваться, заниматься и дальше творчеством.

Ванда в 2004 году  учредила в нашей галерее конкурс детских работ “Golden Palette”, чтобы давать возможность заявить о себе талантливым детям. Этот конкурс уже давно перерос статус регионального и стал международным.
Acrylic on canvas, 100 x 150 cm. Алим Рижинашвили
Что Вы считаете миссией вашей галереи?

В наибольшей мере миссией нашей галереи является популяризация грузинского современного искусства и грузинских художников как в Грузии, так и зарубежом, а также  способствование развитию грузинского арт-рынка. Поиск и продвижение молодых талантов одна из главных целей нашей галереи. Испытываешь большую радость, когда видишь, как на твоих глазах меняется жизнь художника. Всё это способствует нашему развитию, формирует нашу репутацию. Мы испытываем гордость, когда к нам приходят люди из самых разных стран и говорят, что им посоветовали прийти в нашу галерею за настоящим искусством их друзья, когда люди возвращаются к нам снова и снова.
'Village' charcoal on paper, 100 x 70 cm. Гиорги Гацерелия