EiL Blog
Artist talk: интервью с Егором Федоричевым

Героем нашего Artist talk сегодня стал Егор Федоричев - художник, чье имя является частью практически каждой значимой коллекции современного искусства в России.


Егор родился в 1988 году в Омске, окончил Художественно-промышленный колледж (Омск), Российскую академию театрального искусства ГИТИС (Москва), Институт проблем современного искусства (Москва) и Школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко (мастерская Сергея Браткова, Москва).


В конце 2023 года в Fabula Hangar состоялась его сольная выставка "В ожидании варваров", посетив которую мы укрепились в желании познакомиться с Егором и расспросить его лично о том, как строилась творческая карьера и формировался художественный стиль, какое место в его жизни и творчестве занимает театр и как он определяет для себя успех.

Егор Федоричев

Ты всегда знал, что хочешь развиваться в среде искусства или в какой-то момент рассматривал альтернативные пути?

Все альтернативы всегда были выстроены вокруг искусства. Я, например, учился в театральном ВУЗе, долго занимался театром и до сих пор занимаюсь, но гораздо в меньшей степени. Я уважаю многие профессии, но меня всегда тянуло к какой-то самобытности, реализации своих идей. Мне кажется, у меня в голове просто отсутствуют паттерны, которые бы оправдали мысль уйти в другую среду – для меня это немыслимая зона.

Сегодня ты достаточно известен, работаешь с крупными галереями в Москве и Санкт-Петербурге. Можешь рассказать о вехах и событиях, которые помогли тебе реализоваться, будучи резидентом и воспитанником Омска?

На самом деле, все довольно просто. Я в Москве очень давно, уже примерно 15 лет. Когда мне было 19, я приехал поступать в столицу, учился, знакомился с людьми, взрослел и стал заниматься тем, чем занимаюсь. В Москве хорошие учебные заведения, замечательные преподаватели. Но жить и работать конкретно здесь вовсе не обязательно, и я до сих пор много времени провожу в Омске.

«Дич» , фонд Культуры Екатерина 2018
Ты упомянул, что по приезду в Москву начал обучение с театральной специальности. Метафоры и отсылки, которые связаны с театром, сценой отчетливо прослеживаются в том, что ты делаешь сейчас. Так было с самого начала?

Все мои проекты всегда были и есть очень театральные, я называю их “спектаклем без актера”. Тема занавеса началась в рамках моей выставки в проекте “СТАРТ” на Винзаводе и продолжается до сих пор, но в измененной, мутированной форме.

Как правило, один мой проект вытекает из другого. Они вроде бы разные, но, по моему мнению, взаимодополняющие. Эта тема является ключевой и на моей последней выставке “В ожидании варваров” в пространстве fabula gallery. Еще в период “Складки на занавесе” со “СТАРТа”, я достаточно романтично объяснял занавес в широком смысле слова: как театральный занавес, шторка в душевой, в примерочной, в операционном кабинете, вуаль вдовы. Меня всегда привлекала граница, отчасти мистическая, которая отделяет нечто разрешенное от запретного. В случае театра – это мир зрителя и мир сцены, где действуют совсем другие законы. Для меня занавес – это вечная загадка, в которой интересно разбираться, размышление о которой вдохновляет. Более того, прошло уже много лет со студенчества, но для меня любимой работой в искусстве до сих пор остается занавес Боровского со спектакля “Гамлет” 70-х годов на Таганке, где в главной роли играл Высоцкий. Я, конечно, не мог там присутствовать, и документаций, насколько я знаю, не сохранилось. Но это нашумевшая история, где была представлена декорация в виде живого занавеса, который обрушивается на зрителя.

Живопись сама по себе тоже в каком-то смысле есть занавес, некая граница. Зритель смотрит на плоскость холста в пространство, которое физически им недосягаемо.
«Складка на занавесе» площадка старт 2018
Твой узнаваемый стиль – это крупномасштабные полотна, смесь текстиля, плакатов, афиш и экспрессивная абстракция. Помнишь ли ты точку отсчета, момент, когда у тебя сформировался такой творческий метод?

Я очень долго искал свой стиль. Это бесконечный процесс экспериментов, подбор вариаций.

У меня есть даже определенный набор цветов, которые я преимущественно использую. Эта история началась еще в студенчестве. Как-то преподаватель по живописи забрал у меня все краски, из которых сейчас состоит моя цветовая палитра, и вернул их только в конце учебного года, потому что я ими очень активно пользовался. Не могу сказать, что этот эксперимент помог расширить мою палитру – я вернулся к своим тонам сразу же после их возвращения.

Я по-прежнему продолжаю много пробовать и экспериментировать. Так я открыл для себя нефть как материал, и пока что, по моим ощущениям, это неиссякаемый ресурс для искусства, для творчества. Он открывает новые ходы и способы, банально, по-разному реагируя на взаимодействие с растворителями.
«Немое зарево» галерея MYTH 2021
Поверхности, с которыми ты работаешь и которые используются не по прямому назначению, вроде тканей и плакатов, несут в себе какой-то первичный посыл или это просто материал для собственного высказывания?

Конечно, несут посыл, но я все больше убеждаюсь, что скорее для меня. Этот материал имеет свою историю, я всегда задумываюсь о том, для чего он был сделан, где он был, что пережил. Меня это настраивает на ход работы, потому что в диалоге с материалом как раз рождаются какие-то ответы на мои вопросы. У меня была еще выставка “Неизбежный джаст ду ит” в галерее JART: для нее я срезал баннеры с билбордов, которые были свидетелями знаковых протестов, а потом вшивал их в живописный холст. В тот момент для меня это было важнее, чем, например, цветовые решения. Хотя, в конечном итоге, конечно, первично то, что получилось, а не то, что повлияло на результат.
«Единство», галерея MYTH 2021
Мы знаем, что параллельно с визуальным искусством ты активно занимаешься музыкой. Как эти линии соприкасаются, взаимодействуют друг с другом?

С одной стороны, они вообще никак не соотносятся, это совершенно разные вещи, но с другой, хочется сказать, что это одно и то же. Как правило, через одно лучше понимается другое, они взаимовлияют друг на друга и взаимообъясняют друг друга. Просто что-то можно выразить только живописным языком, а что-то – музыкальным. И я это делаю так, как уместно. Все самоценно.
«В Ожидании Варваров» fabula 2023
В завершение, поделись, как ты для себя определяешь успех художника? Что в этом самое важное для тебя?

Это, в первую очередь, возможность осуществить то, что ты хочешь: иметь все для того, чтобы заниматься творчеством и развивать, воплощать новые идеи. Если ты этого добился как художник, то это успех. Не могу сказать, что мне не важно, в каких коллекциях находятся мои работы, но это приятный бонус, так как плоды своего труда тоже важно видеть, а отклик однозначно мотивирует.
Рассуждая о настоящем успехе, я бы даже пошел дальше – для меня он невозможен без упоминания таких эфемерных терминов, как свобода, возможность, честность к себе и самореализация.
«В Ожидании Варваров» fabula 2023