EiL Blog
Интервью с куратором: Полина Могилина

Продолжая разговор о современных кураторах, мы рады, наконец, представить вам интервью с Полиной Могилиной - искусствоведом, ведущим куратором галереи «Триумф», куратором и преподавателем курса «Практики кураторства» MSCA, лауреатом премии Курехина (2022) в номинации «Лучший кураторский проект».
Также, в прошлом году Полина была арт-директором ”TPAF”, ярмарки современного искусства в стенах петербургского исторического особняка.

Сейчас под кураторством Полины можно посетить выставку «Harvest» в MMOMA, персональный проект художника Анатолия Akue, в основе которого лежит изучение астрологических концепций Запада и Востока.

В разговоре с Полиной, мы затронули тему современного арт-рынка, поговорили о ярмарке “TPAF”, профессиональном бэкграунде, личной коллекции. И, конечно, попросили советов для молодых кураторов.

Полина Могилина
Полина, расскажи про свой профессиональный путь. Как все начиналось?

Мой путь начался, можно сказать, образцово – я окончила искусствоведение на факультете истории искусств в РГГУ и уже после первого курса понимала, что вряд ли смогу связать свою жизнь с чем-то другим, а на старших курсах сформировалось четкое желание работать в Пушкинском музее (прим. редакции- ГМИИ им. Пушкина). После летней практики в Отделе искусства XIX-XX века у Александры Даниловой, у меня было желание остаться там работать, но, к сожалению, в Отделе не оказалось свободной ставки и мне предложили поработать в Отделе искусства старых мастеров. Для начала необходимо было пройти чрезвычайно волнительное для меня собеседование с Ириной Александровной Антоновой. Надо признать, что на тот момент Ирина Александровна была для меня абсолютным небожителем. В итоге мечта сбылась, и я пришла работать в Пушкинский после защиты диплома в 2009 году и проработала до 2017 года.
Отдел искусства старых мастеров – это белая кость в музее, ты работаешь в окружении светил отечественной науки, таких как, например, Виктория Эммануиловна Маркова, например. Это бесценный опыт. В Пушкинском научные сотрудники совмещают в себе разные функции: они и хранят произведения, и занимаются научными исследованиями, и курируют выставки. Я занималась голландским искусством XVII века и, в качестве ассистента куратора, сделала большое количество выставочных проектов. А выставка «Рембрандт. Другой ракурс. Произведения Рембрандта Харменса ван Рейна и Дмитрия Гутова», и вовсе оказалась для меня судьбоносной. Именно тогда я не просто начала работать с современными художниками, но и познакомилась с галереей «Триумф». Я помню, что мне очень понравилась команда галереи, осталось теплое впечатление от взаимодействия, так что, когда Дмитрий Ханкин предложил мне перейти в галерею, это было весьма логичным для меня решением. В тот момент я уже понимала, что размеренная музейная научно-исследовательская работа – это совсем не мое. Я совершенно другой человек по темпераменту. Мне всегда хотелось работать очень энергично и продуктивно, делать 10-20 проектов за год, активно участвовать в процессе и быстрее видеть непосредственный результат – выставочный проект. И это желание стало одним из тех факторов, которые привели меня в современное искусство.

Какой бэкграунд необходим куратору, по твоему мнению?

Что касается образовательного бэкграунда, конечно, я сторонник того, чтобы кураторством занимались люди, которые получили соответствующее профильное образование: искусствоведение, культурология. Я в этом смысле, наверное, ретроград. Но, при этом, мне кажется, что история искусств совсем не обязательно должна быть первым высшим образованием. Потому что, когда мы еще совсем молодые получаем образование, мы не всегда до конца понимаем, зачем нам это нужно. Конечно, знание истории искусства обязательно. Но, в общем и целом, мне кажется, что человек в состоянии самостоятельно ее освоить. Самое главное много читать и много смотреть.

«Монстры под кроватью», MaxArt Foundation, Культурное пространство «Третье место», Санкт-Петербург, 2022 (Лауреат премии Курехина в номинации «Лучший кураторский проект»)
Скажи, пожалуйста, как ты выбираешь темы, с которыми тебе интереснее работать? И второй вопрос, который влечет за собой ответ на первый: как ты выбираешь проекты?

Я делаю очень много персональных выставок художников в галерее и на внешних музейных площадках. Когда ты работаешь с художником над его персональным проектом, вы обычно работаете с определенной серией его работ или с его художественным наследием, или с проектом, который он создает специально для какого-то пространства. В этом случае ты работаешь в паре с художником, но в большей степени на него. Потому что очень важно, чтобы художник был правильно услышан, и чтобы куратор не перебивал голос художника или не переиначивал смыслы, которые закладывает автор. Здесь очень тонко нужно подходить к своему участию как куратора. Потому что на персональной выставке художник должен солировать. Что касается групповых проектов, здесь я отдаю большую роль куратору и его решениям. Для меня групповые проекты – это во многом кураторское высказывание. Существует мнение, что зачастую кураторы в групповых проектах берут работы художников и выстраивают проект по собственному усмотрению так, чтобы работы транслировали их собственную идею. Возможно, это утверждение иногда справедливо. Но мне кажется, все зависит от подхода куратора. Если ты максимально вовлечен, внимателен к художнику, аккуратен в обращении с авторскими смыслами и идеями, таких ситуаций не должно возникать.

«Между строк. Текстуальное в визуальном», галерея «Триумф», 2022
«Recycle Group. New Nature», ЦСИ «Винзавод», 2021
Расскажи про свои любимые проекты?

Вообще, я искренне люблю все свои проекты. И масштабные, вроде персональных выставок AES+F в Манеже или Recycle Group на Винзаводе, и тематические групповые проекты, которые связаны с исследованием тем, касающихся эмоциональной жизни человека, различных пограничных состояний, работы сознания и подсознания, сферы метафизического. Например, проект «Волна грез», посвященный исследованию сновидений как феномена вообще и как источника для художественного поиска. Конечно же, «Монстры под кроватью» в Третьем месте – исследование страха и того, как он трансформируется от детских страхов и кошмаров, которые могут быть абсолютно иррациональными и надуманными, до взрослых форм, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни, в той или иной степени влияя на наши решения и действия. За нее в прошлом году мне вручили Премию Курехина за лучший кураторский проект. Еще выставка “Hidden Places”, которую я делала в Бункере-703 про некие зоны внутри нашего сознания, в которые мы предпочитаем уходить от реальности или прятать и находить в них что-то, что мы не можем проявлять в реальной жизни. И, конечно, выставка «Основано на реальных событиях. Избранные фрагменты российского видеоарта», которую мы показали этим летом на Винзаводе.
«Hidden Places», Бункер-703, MaxArt Foundation, Москва, 2021
Расскажи, пожалуйста, ты сама коллекционируешь искусство?

Я не считаю корректным называть себя коллекционером, собрав некий разрозненный набор из 20-30 произведений. Давайте будем честными, коллекционер – гораздо более серьезное и осознанное движение в этом направлении. А то, чем мы занимаемся – это собирательство. Моя скромная коллекция началась с работ, которые дарили художники. Но с какого-то момента и меня захватил азарт приобретения произведений. Иногда смотришь на работу и понимаешь, что ты жить без нее не можешь. Конечно, если позволяет бюджет и здравый смысл. Мне, действительно, очень нравится окружать себя предметами искусства и жить вместе с ними, потому что, вещи, которые оказываются у меня, так или иначе становятся частью некоего микрокосмоса, в котором я обитаю. Но это, конечно, истории любви, а не рациональный подход.
«Основано на реальных событиях. Избранные фрагменты российского видео-арта», ЦСИ «Винзавод», 2023
Продолжая разговор о коллекционировании, мы не можем обойти тему российских ярмарок, которых за последние пару лет сильно прибавилось. В октябре прошлого года ты была арт-директором ярмарки TPAF в Санкт-Петербурге. Расскажи про этот свой опыт.

Мы с Женей Вороновой подключились к работе над ярмаркой всего лишь за месяц до ее открытия. И за этот месяц нужно было сделать очень много всего. Честно сказать, в каком-то смысле это был прыжок над собственной головой, но отрадно, что успешный. Ярмарку посетило большое количество людей. У всех были очень хорошие отзывы, кто-то приехал специально из Москвы, художники были рады, что была большая зона для независимых художников.
Конечно, ярмарка существует за счет инициативы и средств владельцев и основателей “Третьего места”. Это, действительно, их очень благородная инициатива. Не только для развития собственной площадки, но и для развития в целом искусства, поддержки художников. У ярмарки в “Третьем месте” не было возрастного ценза. И её специфика была в том, что она проходила в историческом особняке. Конечно, вайб совершенно другой от самого пространства. Фокус зрителя не только на нетворкинге, коммуникации внутри сообщества и на работах, но и на той эстетике, которая его окружает.
«Волна грез», галерея «Триумф», 2020
«Сергей Кузнецов. Архитектура мира», Государственная Третьяковская галерея, 2023


Как тебе кажется, что происходит с российским рынком современного искусства?

Каждый год участвуя в ярмарках, мы видим, что становится всё больше новых посетителей и покупателей, которые пока еще не так интегрированы в среду, но проявляют живой интерес к современному искусству. На мой взгляд это очень хороший показатель, который говорит о том, что мы все работаем в правильном направлении. Современное искусство заставляет человека по-другому смотреть не только на себя самого, но и на окружающий мир, критически мыслить, сомневаться в каких-то убеждениях, и это крайне важно. Искусство учит нас чувствовать и размышлять, расширяет наш кругозор, а главное, несет очень важную образовательную миссию. Если мы все просто перестанем в один день заниматься искусством – миссия будет провалена.
«AES+F. Предсказания и откровения», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург, 2019
У меня последний вопрос: твои советы молодым кураторам?

Мне очень понравилась фраза, которую сказал Миша Левин (прим. редакции- директор Московской школы современного искусства) на одном из паблик-токов относительно художественной деятельности: «Если вы понимаете, что вы можете быть кем-то ещё, а не художником, то вам не надо быть художником, занимайтесь чем-то ещё». Я могу то же самое сказать кураторам, потому что хотелось бы, чтобы кураторы подходили к своей деятельности не из практических соображений, а с абсолютным ощущением ответственности за результат их интеллектуальной деятельности, отдавали частичку себя, чтобы это чувствовалось через проект. Не надо стремиться стать куратором для того, чтобы тебя печатали на развороте журнала или для того, чтобы вести богемный образ жизни или завоевать симпатию сообщества и считать себя культурным истеблишментом. Я считаю, что кураторство – это про другое. Какое пожелание? Смотрите. Смотрите как можно больше. Смотрите глазами, чувствуйте сердцем.