Фёдор Хиросигэ работает с различными медиа, но в качестве основного чаще всего обращается к дереву в технике пирографии. Художественный метод Хиросигэ основан на исследовании образов массовой культуры и фольклора через помещение их в контекст восточных (тибетских, китайских, японских) духовных практик.
Парадоксальный синтез разных культур и времен позволяет автору создавать узнаваемые постапокалиптические миры, где традиционные дихотомии природы и культуры, мужского и женского, реального и вымышленного, материального и идеального, древнего и современного теряют свой актуальный статус, оказываясь искусственными конструктами.
Фёдор Хиросигэ. Автор фото Алиса Гиль. Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova.
По первому образованию Вы — филолог. Как Вы пришли к творческой практике в качестве современного художника?
Самоопределение в качестве художника, как обычно, произошло в детстве. Но есть такой стереотип, в годы учения приходилось его часто слышать: художник должен быть немножко валенком, а много знать и, особенно, много думать — не должен. Сейчас мы с вами знаем, что это модернистские представления, которые, увы, давно уже антиквариат.
Конечно, некоторые преподаватели предлагали мне после девятого класса сразу идти учиться «по профилю», например, на скульптора. Мне эти советы казались подозрительными. Казалось, что надо узнать чуть больше, чтобы шире смотреть и на художественную практику в том числе, поэтому пришлось учиться в университете. Это та академия, которую я знаю, и она во многом похожа на другие академии.
В годы учения, кстати, в среде преподавателей искусства бытовало стереотипное отношение к современным художникам, как к неким «напёрсточникам», это отношение отзывалось и в студентах.
Но постепенно в Саратове у нас сложилось сообщество, где были люди как с художественным, так и с филологическим образованием. В какой-то момент мы с моими коллегами Анастасией Колесниковой (сейчас она заведующий литературной частью в театре) и Алиной Белоусовой (Алина делает объекты из сгоревших материнских плат) решили выйти с нашим культурным кодом в социум, так образовалась группа REPA. Название группа получила от нашего маскота — это была мягкая игрушка, которую мы звали Репой. Наш внутренний код общения мы вынесли вовне, сформировав из него некий язык, на котором мы как художники говорили с миром. Позднее вокруг группы REPA сложилось профессиональное сообщество. Несколько лет работала самоорганизованная галерея ИМХО. Какое-то время мне удавалось советовать для этих выставок авторов из Петербурга, всё это было интересно.