EiL Blog
Интервью с Наилей Аллахвердиевой
Продолжая погружение в региональную среду современного искусства, сегодня рассказываем о важной российской институции — единственном в России государственном региональном Музее современного искусства PERMM.

C момента основания Музей современного искусства PERMM известен не только своей коллекцией и выставками, но и эффективными практиками по взаимодействию с горожанами и городской средой. За плечами музея десятки паблик-арт проектов по всей России, созданных современными художниками и местными жителями, образовательные и инклюзивные программы для самой широкой аудитории.

В 2023-м региональный Музей современного искусства PERMM стал победителем в номинации «Музей года» Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow.

Мы встретились с директором музея — Наилей Аллахвердиевой, искусствоведом, куратором, ведущим специалистом в области интеграции современного искусства в городскую среду и общественные пространства, и поговорили об истории Музея, о том, как он устроен, о переезде в новое здание и, конечно, о ближайших планах.
Наиля Аллахвердиева
Первый вопрос — с чего начался музей PERMM? Как развивалась история единственного регионального государственного Музея современного искусства?

Музей появился в рамках «Пермской культурной революции», благодаря Олегу Чиркунову — бывшему губернатору Пермского края, выдающемуся чиновнику, который в тот период был увлечен идеями Жайми Лернера — мэра бразильского города Куритиба, урбаниста и архитектора. История развития Куритибы через культурную и средовую регенерацию была настолько вдохновляющей, что в 2008-м Жайме был приглашен в Пермь. Губернатор был главным заказчиком революционных изменений Перми. Он верил, что у города должна быть мечта, и поддерживал амбициозные проекты в сфере культуры, потому что считал, что нужно создавать атмосферу, которая будет мотивировать людей жить и оставаться в городе.

Музей начинался как экспериментальный проект на частные деньги пермского сенатора Сергея Гордеева, и должен был через свой успех доказать право на существование в качестве официальной институции. Площадкой для музея стал Речной вокзал. Одна его часть была сильно руинирована, но другая подходила для больших выставочных проектов. Очень позитивный резонанс первой выставки музея «Русское бедное» убедил всех в том, что музею быть.
Музей PERMM на Речном вокзале
В Международный день музеев, 18 мая 2009 года, Музей открылся как юридическое лицо, получил бюджетное финансирование, стал краевым учреждением культуры.
До определенного момента Музей был действительно флагманским проектом региона. Параллельно развивались проекты, связанные с фестивальным движением: Дягилевский фестиваль, «Белые ночи», «Живая Пермь», «Большая перемена», «Текстура», фестивали рок-музыки. Появилось много известных продюсеров, которые курировали эти направления.

Я приехала в Пермь в конце 2009-го для запуска паблик-арт программы PERMM. Поскольку она хорошо финансировалась, удалось сдвинуть фокус в сторону монументальных объектов — можно было заниматься системным проектированием от эскизов до подробных чертежей, проходить все циклы согласования. Искусство в городе оказалось самым обсуждаемым проектом музея, фотографии арт-объектов не сходили со страниц газет и журналов. В 2013-м все закончилось, так как поменялась команда региональной власти, и искусство в городе оказалось слишком конфликтным для новых чиновников.

А с 2014 года ведет отсчет вторая серия истории PERMM, после выселения с аварийного Речного вокзала. Это период, за который уже отвечаю я, поскольку с 2014 года сохранение музея стало делом моей жизни. Пришлось перезапускать программы, придумывать новые темы, ориентированные на локальное, менять практику взаимодействия с городом, открыть для себя невозможную красоту пермских долин, на которую можно было смотреть из окон нашего временного пристанища. Это было невероятно интенсивное время.

PERMM на бульваре Гагарина

За долгое путешествие длиной в 9 лет, когда внешние политические контексты менялись довольно радикально, мы смогли сохранить связь с городом, с аудиторией, выстроить профессиональные отношения с музейным сообществом, сохранить преемственность музейной истории и добиться переезда в новое здание.

Сейчас мы находимся в третьей главе нашей музейной «книги», в октябре 2023 года мы переехали в большое здание бывшего автосалона «Мерседес-Бенц».

Новый PERMM

У нового пространства PERMM много помещений, в них предполагается не только выставочное пространство, но и какое-то образовательное?

В новом здании действительно много места, но пока нет желания все специализировать, важна мультипрофильность. Например, у нас большой лекционный зал, он же зал для творческих занятий — мы можем довольно быстро менять функционал пространства благодаря мобильной мебели.

Многофункциональное пространство для конференций, лекций и мастерских

Что касается образовательных программ, то впервые в нашей истории мы открыли школу экскурсоводов и медиаторов с говорящим для нашего нового здания названием — «Музейный водитель». Это открытая программа, где может учиться любой желающий. В целом она ориентирована на широкую область применения, но для нас это еще и школа музейных кадров. Идея в том, что по итогам школы лучшие авторы идей для экскурсий и образовательных проектов могут сразу попробовать себя на площадке музея. Сейчас мы готовим первые презентации. Интерес к школе большой — это востребованный формат, поэтому мы продолжим ее развивать. То есть сейчас мы пытаемся спроектировать не конечное мероприятие, а систему, которая будет создавать возможности для многих. На основе этой модели появятся и другие форматы.

«Антиформа №15» Василия Кононова-Гредина, созданная специально для Музея PERMM

Кто в Музее курирует временные проекты? Обратила внимание на очень интересную архитектуру выставок.

Как я уже сказала, в основном это приглашенные кураторы. Выставки являются одной из важнейших опор музейной репутации. Помимо самой идеи, экспозиционное качество также значимо влияет на восприятие современного искусства, это важный элемент интеграции нового. Поэтому с 2014 года именно то, как выглядели наши выставки, стало основой доверия к музею. Я помню несколько историй, как люди боялись приходить в наше временное пристанище, чтобы не разочароваться, потому что музей был большой мечтой города о будущем, и эту мечту сломали, выселив нас с Речного вокзала.
Выставки на бульваре Гагарина обновлялись 5–6 раз в год и полностью меняли пространство музея, поэтому было ощущение, что ты каждый раз попадаешь в новый музей. Мы прожили 10 лет в здании бывшего торгового центра с неожиданной геометрией пространства (здание треугольное в плане). Контраст между внешним, заурядным обликом здания и тем, что ты обнаруживаешь внутри, был очень сильный.
Опыт, который получил музей и лично я за эти годы интенсивного выставочного марафона, — бесценный.

Первый этаж выставки коллекции «И да и нет»

Кроме того, мы в целом повлияли на уровень выставочного качества в городе, потому что мы подняли планку очень высоко и показали большой диапазон вариантов. Даже такая обычная сейчас практика, как перекраска стен под выставки, — во многом результат нашего влияния. До 2014 года в Перми так не делал никто, даже сам музей. Я была первым куратором, который на Речном перекрасила стены под выставку «Лицо невесты» в коричневый и голубой цвет. Базовый цвет экспозиции всегда был белый.

Если говорить о модели работы над выставками, она следующая: я приглашаю куратора, а куратор формирует команду из архитекторов и дизайнеров, с которыми ему удобно работать. Если куратору нужны рекомендации, мы их даем, но в целом мне важно, чтобы творческие тандемы были комфортными. Если куратор привык работать с определенным дизайнером или архитектором, я это поддерживаю.

Второй этаж выставки коллекции «И да и нет»

Ты лично курируешь какие-то выставки сейчас?

Я периодически работаю как куратор, чтобы не потерять тонус и совсем не превратиться в функционера. Интересно курировать проекты вне музея, а если я делаю это в музее, то, скорее, это вынужденная мера, связанная больше с экономией бюджета или времени. В целом это происходит редко, потому что мне хватает работы в рамках планирования общей музейной стратегии. На этом уровне я определяю принципиальные направления содержательных проектов и приглашаю под них кураторов. Правильно, когда музей становится территорией реализации для разных участников. Чем больше возможностей мы будем создавать для внешних кураторов, тем более сложным и богатым будет наш опыт. К тому же музей — это возможность заявить о себе, любая успешная выставка — это поддержка профессиональной карьеры. Чтобы увеличить возможность кураторских практик в PERMM, выставка коллекции тоже будет обновляться раз в год и представлять новые версии и интерпретации.
Любой куратор, художник может прислать на почту Музея идею своего проекта и вы его рассмотрите?

Да, я читаю все, что приходит на музейную почту, мне интересно. Я готова к тому, что неизвестный мне художник или куратор может выдать неординарную идею, которая находится за границами моего сегодняшнего видения. Поскольку музейное планирование не очень быстрая история, я могу держать это в голове очень долго и, когда возникает возможность, включаю в план.

Например, сейчас мне интересны идеи и предложения для работы с большим белым залом. Это зал для масштабных инсталляций. Либо проекты для нетипичных пространств как сцена, или гардероб, или зоны туалетов. Чтобы расширить возможность презентации художественных проектов, я планирую все больше диверсифицировать пространство музея, создавая и более камерные залы, и просто зоны, где можно показывать искусство.

В феврале мы открыли маленький зал внутри большого на 33,3 м2 как раз для этих задач.
Я повторюсь, что хотелось бы, чтобы PERMM стал максимально открытым для экспериментов и людей, которые имели бы возможность со своими идеями сюда приходить, реализовывать их, получать опыт.
Какие планы у Музея на 2024 год?

Этот год я хочу посвятить исследованию возможностей нового здания. Как я уже сказала, есть задача диверсификации пространства, и новый камерный зал — один из примеров. Открыли мы его выставкой кинетических объектов Анастасии Крохалевой «Снежная пыль искрится на солнце», следующий проект откроется 17 апреля (совместно с галереей современного искусства Anna Nova мы готовим выставку Александры Гарт).
Шуршанка №10 (выставка «Снежная пыль искрится на солнце» Анастасии Крохалевой)
В большом Белом зале во второй половине апреля откроется перкуссионная инсталляция Петра Айду. Это интерактивный проект — любой зритель или группа зрителей сможет «играть» с этим инструментом. Ну и конечно, планируется концертное исполнение перкуссионной партитуры Петра и в целом система концертов в рамках проекта.

Кстати, сейчас у нас первый звуковой тест в Белом зале: мы представляем звуковую генеративную инсталляцию «Полигон» Кости Дьячкова, пермского медиа-художника. Сюжет связан с озвучиванием мусорного полигона, звучит она внутри большой ресайкл-работы «Баньян» Дмитрия Булныгина, созданного из 20 000 пластиковых бутылок.
Recycle-инсталляция «Баньян» Дмитрия Булныгина
Также в апреле у нас пройдет конференция, посвященная феномену граффити в России. Мы ее делаем совместно с Институтом исследования стрит-арта, куратором конференции будет Анна Нистратова, директор института. Нам интересно разобраться не только с тем, как сейчас развивается эта субкультура, что там нового, но и с тем, как снизить социальную ненависть в отношении граффити, поскольку она направлена не только на стены, но и на райтеров. Хотелось бы рассказать различным городским сообществам, в том числе команде городской власти, почему это явление важно понимать, поддерживать и развивать.

Летом, 5 июля, у нас открывается большая выставка art&science проектов «Открытые тела» — это второй большой проект Музея в этом направлении, его курирует Дмитрий Булатов. Предыдущая выставка была очень резонансной и называлась «Новое состояние живого». В этот раз она будет опираться на блок проектов, отобранных в результате стипендиальной программы музея для художников и ученых. Art&science — важная часть политики музея, направленная на взаимодействие с наукой и научными институтами. Мы показываем, как искусство открывает новые возможности для визуализации научного знания и расширения границ научного воображения. В рамках открытия также пройдет двухдневная конференция.

Осенью мы хотим сделать проект, ориентированный на исследование района, в котором мы находимся. Пока обсуждаем методологию и форматы.

Повторюсь, что это тестовый год для того, чтобы понять, что и как можно в Музее делать, и к концу года выйти уже на более системное планирование.
_________________________________________
Все фото предоставлены пресс-службой Музея PERMM.