EiL Blog
Интервью с Максимом Агаджановым
Максим Агаджанов
Максим, вы пришли в искусство, уже имея большой опыт в корпоративной среде. Как в сфере ваших интересов появилось современное искусство в качестве не только наблюдателя, но и креатора?

Когда я понял, что уперся в бизнесе в некий потолок, когда кроме офиса не видел больше ничего, я осознал, что есть другая часть жизни, в которой я могу себя попробовать. Я нашел себе преподавателя по рисованию. Мне всегда хотелось рисовать, потому что мой дед и прадед были художниками. Меня тянуло к искусству, даже когда я занимался корпоративной деятельностью. Я начал изучать живопись, читать про нее и понял, что после того, как погрузился в эту тему и развил насмотренность, пришла пора создавать правильную коллекцию с помощью экспертов.
«Монстры под кроватью», MaxArt Foundation, Культурное пространство «Третье место», Санкт-Петербург, 2022 (Лауреат премии Курехина в номинации «Лучший кураторский проект»)
Как появилась идея создания фонда MaxArt?

В какой-то момент я для себя очень четко понял, чем отличается фонд от галереи. Галерея – это зарабатывающий посредник, часто даже негативно окрашенный со стороны контрагентов, покупателей и художников. При этом, я понимал, кто такие художники, что чаще всего им негде работать и не на что покупать материалы. Мне захотелось занять более социально ориентированную позицию, и тогда я решил попробовать соединить художественную и корпоративную среду, превратить себя в некоего медиатора – так появился фонд, нужный для привлечения финансовой помощи к проблемам художников.

С основания фонда началось вдумчивое коллекционирование. В тот год я собрал около ста работ и захотел показать искусство в каком-то месте, не предназначенном для этого напрямую. Как оказалось, это называется site-specific art, – когда экспонаты выставляют на улице, придавая окружающему ландшафту новое прочтение.

Потом, в 2021 году мы сделали выставку в бункере. Там мы показали работы не только живописные: было много саунд-арта, видео-арта, даже поставили театр.
Через год мы сделали показ «Монстры под кроватью» в санкт-петербургском Третьем месте, за что получили премию Курехина как за лучший кураторский проект. В этом году мы продолжим делать выставочные проекты, которые развивают нашу программу работы с экспериментальными кураторскими выставками.
Мы платим гранты, делаем коллаборации, если есть запрос, собираем и пополняем коллекцию, развиваем тему резиденций, в этом году, например, мы расширяем программу резиденций и запускаем новый грант на оплату обучения по современному искусству, – это миссия нашего фонда. Глобально я понимаю, что покупка картин у художников в коллекцию – это важная мера помощи и поддержки. Мы покупаем, мы популяризируем, что очень важно для современной художественной среды.

Резиденция MAXART. Москва

Коллекция фонда и ваша личная коллекция – две разные вещи?

Разные, так как моя коллекция обременена теми работами, которые мне нравятся и которые, возможно, не представляют значимой культурной ценности. Я с них начинал, либо близко был знаком с самим художником, поэтому такие работы я никому не продаю и храню долго и трепетно. В последнее время я все меньше покупаю в свою личную коллекцию, потому что сейчас наши взгляды с фондом очень близки.

Эрик Булатов. Враг вдруг друг. 2022

Что помогает вам развиваться как коллекционеру?

Есть такое банальное слово как насмотренность, – я стараюсь посещать очень много выставок и ярмарок, внимательно слежу за календарем. Я достаточно хорошо и близко общаюсь с художниками и мне очень интересно их слушать. Самое большое откровение я получал и получаю до сих пор от наших резидентов. Человеку непосвященному после корпоративного бизнеса рассказывать про то, как кто-то собирает «шумы улиц», поначалу кажется безумным. Кто-то исследует слои города, кто-то звуки, кто-то уходящие памятники, ускользающие моменты жизни. Когда ты слушаешь таких молодых авторов, посещаешь выставки, ты целиком вливаешься в этот контекст.

Михаил Левиус Трое в лодке 2020

Что мотивирует вас приобретать работы?

Я думаю, что так или иначе мир современного искусства окутан тайной, всем кажется, что здесь витают огромные деньги. Общество живет по ошибке выжившего, поэтому у людей есть представление о том, что, если сегодня купишь картину – завтра дорого продашь. Я считаю, что это тупиковый путь развития. Искусство, возможно, подарит тебе прибыть, а, может быть, и сверхприбыль, такая вероятность есть, но скорее всего этого не произойдет. От искусства ты получаешь другое – общение и саморефлексию. Когда ты целенаправленно изучаешь эту тему, то понимаешь, в каком контексте, в какое время, при каких обстоятельствах была создана та или иная картина, только тогда ты можешь прикоснуться к той энергии, тем вибрациям, заложенным автором, только тогда она обрастает личным ценностным вниманием. Покупка работы – это про вдумчивость.

В.Дубосарский. Радуга. 2014

Видите ли вы инвестиционный потенциал в среде коллекционирования?

Если бы я хотел зарабатывать на искусстве, я бы не стал открывать фонд, я бы открыл галерею. Я не верю, что кто-либо на искусстве зарабатывает. Это возможно, но для этого нужно сделать себе имя, что точно занимает десятилетия. Роль галериста нельзя преувеличивать или преуменьшать, галеристы нужны, они взращивают художников, но роль фонда заключается в другом. Фонд – это институция, которая поддерживает и изучает художника и его эпоху. На базе коллекции фонда, как правило, открывается музей. Это разные вещи, разное целеполагание. Музей не может быть не осмысленным, поэтому ты обязан осмысливать каждую работу в концепции, которая уже придумана. Собиратель и коллекционер тоже разные вещи. Коллекционер – это тот, кто собирает коллекцию, которая вкупе стоит дороже, чем каждая отдельно взятая работа, потому что она осознанна, осмыслена и представляет из себя цельную концепцию.

«Монстры под кроватью», MaxArt Foundation, Культурное пространство «Третье место», Санкт-Петербург, 2022 (Лауреат премии Курехина в номинации «Лучший кураторский проект»)

В чем, на ваш взгляд, заключается роль коллекционера для арт-сообщества?

Есть, так скажем, атрибуты признания искусства искусством. Условно, когда кто-то говорит, что ребенок может так нарисовать, во-первых, не может, во-вторых, если даже может, то чтобы это признали искусством, должны сложиться несколько факторов: это должно признать профессиональное сообщество, то есть другие художники, эту работу должны поддержать кураторы, коллекционеры – купить, профессиональная пресса должна про нее написать в положительном ключе. Коллекционер в этом контексте четко и строго выполняет свою миссию. Если не будет коллекционеров, то произведения будут оставаться у художников, ведь именно благодаря им они попадают впоследствии в музеи. Коллекционеры выполняют роль некоего глобального преобразователя, отбирая и отсматривая важные и значимые работы.

Вы чаще всего совершаете покупки импульсивно или предварительно анализируете и обдумываете работу?

Сейчас это, как правило, более взвешенное и обдуманное решение. Но надо понимать, что коллекционер эволюционирует вместе со своей коллекцией. Если взглянуть на то, что он собирал в начале и в конце, то можно заметить огромную пропасть. Он взрослеет, меняется контекст, меняется мир. Мне, конечно, интересен этот путь индивидуального духовного роста. Я бы хотел найти для себя неопознанную часть, веху, художника в современном искусстве, копать и изучать глубже. Коллекционер инвестирует в это очень много своего времени. В этом и есть своя ценность.
Выставка «HIDDEN PLACES». 2021
Есть ли имена, к которым вы присматриваетесь, но которых пока нет в вашей коллекции?

Да, мне очень нравятся Люсьен Фрейд, Герхард Рихтер – недавно был на его выставке в галерее, смотрел на великолепные абстракции. Также сейчас была большая выставка в Лондоне Франка Ауэрбаха, он меня просто потряс. Из отечественных авторов мне нравятся Георгий Гурьянов, Анна Желудь и очень много других, всех не перечислить!

Есть ли что-то, что вы бы хотели сказать в качестве совета или напутствия начинающим коллекционерам?

Как-то был запрос в рамках Russian TED talk, для которого я написал текст о мнимых хобби. Это то, о чем нигде никто почти не писал. Мнимые хобби – это то, чем каждый второй занимается, не просто потому что им это нравится, а потому что это модно, потому что формируется привычка под влиянием внешних обстоятельств. Так вот, если коллекционирование носит характер мнимого хобби, тогда это один путь, тот, по которому идут многие в России. И есть другой путь – это неспешная история, желание изучить, в первую очередь, себя через призму искусства.
Самое правильное – в самом начале ответить себе честно на вопрос, чего ты хочешь? От этого будет зависеть стратегия. Определившись с этим, вы точно впоследствии не испытаете разочарования.
«Монстры под кроватью», MaxArt Foundation, Культурное пространство «Третье место», Санкт-Петербург, 2022 (Лауреат премии Курехина в номинации «Лучший кураторский проект»)
Какие планы на будущее вашего фонда?

Мы развиваемся и не стоим на месте: привлекаем к работе новые имена, новых художников и кураторов. Из основных мероприятий ближайшего года, на которые мы заточены, – это открытие двух резиденций, грантовая поддержка образовательных проектов и институций, Cosmoscow, другие кураторские выставки и, безусловно, пополнение коллекции.
«Монстры под кроватью», MaxArt Foundation, Культурное пространство «Третье место», Санкт-Петербург, 2022 (Лауреат премии Курехина в номинации «Лучший кураторский проект»)
Фотографии проектов Фонда MaxArt и объектов коллекции предоставлены Максимом Агаджановым.