EiL Blog
Интервью с Ольгой Поповой
Сегодня наш собеседник — Ольга Попова, основатель и совладелец онлайн-галереи ARTZIP, партнер галереи современного искусства pop/off/art, искусствовед и сооснователь образовательной платформы Art Hub.

Онлайн-галерея ARTZIP основана в 2019, и сейчас это одна из крупнейших арт-платформ. Галерея работает с авторами нескольких поколений: здесь представлены и признанные мастера, такие, как Эрик Булатов и Аркадий Петров, и лидеры современной арт-сцены — Виталий Пушницкий и Ольга Чернышева, а также молодые восходящие звезды —Иван Новиков и Михаил Левиус.

В прошлом году Ольга вместе с командой основала образовательную платформу Art Hub, где начинающие художники, коллекционеры, галеристы в комфортном онлайн формате могут полноценно погрузиться в арт-среду. Об этих проектах мы поговорили с Ольгой в нашем интервью и традиционно попросили советов для наших читателей.
Ольга Попова. Ярмарка АРТ МОСКВА, 2023
Как пришла идея создать онлайн-платформу ARTZIP?

Как юридическое лицо ARTZIP существует с 2018 года. Публично функционировать мы начали в первой половине 2019 года. Идея возникла достаточно давно, еще в процессе моего партнерства с галереей pop/off/art. На момент создания платформы мы понимали, что искусство в России практически не покупают онлайн, и в этом есть большое преимущество и перспективы в будущем. При создании платформы мы ориентировались на большие европейские ресурсы. Мы хотели выделиться среди других подобных российских ресурсов и добиться высокой планки качества искусства, поэтому лично я выбираю работы, лично смотрю портфолио художников и утверждаю их на сайт.

Ярмарка CATALOG. Стенд ARTZIP , 2023

Связана ли ваша галерея с pop/off/art или вы осмысливаете себя как независимый проект?

ARTZIP — абсолютно независимый проект. Все же pop/off/art — большая глыба на рынке современного искусства, попасть в состав которой на сегодняшний день практически невозможно или очень сложно. Мы, как ресурс, становимся промежуточным этапом для молодых художников, где можно заявить себя на рынке в приватных продажах или в презентации на ярмарках. И это может быть стартовой площадкой для дальнейших взаимодействий с большими и серьёзными галереями.
Сейчас при выборе художников в ARTZIP я отказываю, наверное, процентам семидесяти. Если раньше подход был более лояльным, то на сегодняшний день он достаточно жесткий. Я смотрю, чтобы художник попадал визуально и концептуально на территорию современного искусства, работал в рамках современных подходов, пластики, современных медиа, сюжетов. Произведение может быть выполнено традиционными способами, но должно быть актуальным сегодняшнему дню. Я даю художникам возможность поработать с нами, сейчас на сайте у нас их около трехсот, что достаточно много. При этом понимаю, что если художник не продается онлайн, то зачастую нет смысла продолжать наше сотрудничество, потому что это большая ответственность друг перед другом. Мы не делаем выставки, практически не занимаемся продюсированием, за некоторым исключением. Зато мы участвуем во всех топовых ярмарках. У нас на сайте представлено самое большое количество тиражной графики. И это имена лучших в каждом поколении: Булатов, Пушницкий, Чернышова, Пепперштейн и другие. Этот сегмент очень востребован.

Ярмарка Cosmoscow, 2023. Стенд ARTZIP

Часто ли происходит продажа непосредственно онлайн?

Если посмотреть в процентном соотношении, то на чистые онлайн-продажи приходится процентов двадцать. Искусство — это настолько уникальный продукт, что его нужно смотреть вживую. Если это скульптура, то никакая фотография не передаст масштабы и объем. Зачастую картинка может быть обманчивой. Например, если взглянуть на работы Ивана Новикова, то онлайн – это просто однотонные пятна, хотя сами работы очень сложные, многослойные и светящиеся изнутри. Никакая, даже очень качественная фотография не передаст этого эффекта. Живопись и скульптуру чаще всего покупают с примеркой или с просмотром. Шоурум у нас находится на Винзаводе, в нем и проходят показы.

Как часто в ARTZIP происходит повторная продажа?

Сейчас людей, которые возвращаются к нам, становится все больше. Но нужно понимать, что у покупателей разные задачи. Процентов тридцать-сорок все-таки остаются, что-то вновь покупают, рекомендуют, приобретают в качестве подарков.

Ярмарка 1703. Стенд ARTZIP, 2023

Как вы можете обрисовать портрет своего коллекционера?

Это очень сложный вопрос, несмотря на то что мы проводим подобную аналитику постоянно. Если говорить о каких-то критериях, например, мужчина это или женщина, то в один год перевешивают чуть-чуть одни, в другой – другие. Очень здорово, что за последние лет пять расширился возрастной диапазон. С одной стороны, он сильно снизился: сейчас появляется все больше молодых коллекционеров, среди них возрастает интерес покупать искусство себе или в подарок, собирать свою коллекцию и украшать среду обитания. С другой стороны, этот возрастной диапазон увеличился: если раньше мы ограничивались аудиторией возрастом тридцать пять – шестьдесят лет, то сейчас стали появляться покупатели значительно старше. Появляются люди, которые не могут позволить себе купить, условно, Дубосарского или Пушницкого, но которые готовы приобрести что-то из графики или тиражного искусства. С возникновением онлайн-площадок люди осознали, что возможность коллекционировать есть у многих. Собиратели искусства или просто покупатели —это люди увлеченные. Как бы то ни было, такое занятие должно приносить удовольствие. Я считаю, что ценителем искусства может и должен быть каждый человек.
Ярмарка 1703. Стенд ARTZIP, 2023
Работаете ли вы в части образовательного и просветительского сегмента?

Конечно, работаем. Мы занимаемся этим каждый день. Много уделяем много внимания и своего времени разговорам с начинающими покупателями, погружая их в среду, отвечая на вопросы, тем самым снимая барьер и боязнь сделать первый шаг. Так же ARTZIP сотрудничает с дизайнерскими студиями, которые в свою очередь работают с людьми, включающими в свой дизайн предметы искусства. И здесь важно правильно, четко и простыми словами донести ценность искусства. Такие встречи проходят как на территории галереи, так и на музейных выставках, и в рамках различных образовательных проектов для дизайнеров..
Ярмарка 1703. Стенд ARTZIP, 2023
Как вы пришли к просветительскому проекту ARTHUB и что он сейчас из себя представляет?

Это очень важное направление, которое мы замыслили развивать практически с самого начала, но которое получилось реализовать только в прошлом году. На сегодняшний день образовательная составляющая очень важна в галерейном бизнесе и в сфере искусства и культуры в целом. Потому что, не имея каких-то первоначальных знаний, очень сложно войти в среду и в ней в дальнейшем ориентироваться. Я всегда переживаю за людей, которые разочаровываются в том, что они делают, будь то художники, галеристы или коллекционеры. Зачастую к такому итогу приводит отсутствие специальных знаний и возможность общаться с профессионалами. Наш проект ARTHUB опять же создан в формате онлайн, потому что у меня была и есть глобальная цель – развитие арт-среды в регионах. Я хочу, чтобы у региональных акторов была возможность подключиться к программе и начать изучать и погружаться в сферу искусства. В рамках образовательной программы у нас появилось еще одно направление — арт-путешествия. Это непосредственно выездная практика для людей, которые слушали наших преподавателей. Ядром такой программы всегда является какое-то мероприятие в сфере искусства, ярмарка, биеннале, масштабная выставка.

Посещение ART BASEL Hong Kong, 2024 в рамках просветительского проекта ARTHUB

Можете дать свои советы начинающим галеристам?

Галеристы, художники и коллекционеры — три основных игрока рынка. Галеристы, как и остальные акторы, очень увлеченные люди. Начинающим галеристам обязательно нужно быть преданным своему делу. Это очень сложный путь, и он не всегда дает результат с первых же дней. Надо набраться терпения, а для этого нужно очень сильно любить искусство и дело, которым вы занимаетесь. На сегодняшний день система выстроена так, что есть некие правила внутри и их необходимо знать и учитывать. Когда любой из вышеперечисленных акторов не соблюдает эти правила, то это приносит урон участникам процесса. Прежде чем начать галерейное дело, поговорите с галеристами, проконсультируйтесь, мы всегда открыты к диалогу. Галерейный бизнес — это большая ответственность, прежде всего перед художником, но так же перед коллекционерами, музейщиками и своими коллегами. Чем больше галерей, тем больше конкуренция, тем сложнее и интереснее задачи, для онлайн-площадок в том числе.
Фотографии проектов ARTZIP и ARTHUB предоставлены Ольгой Поповой