Может быть, выделишь имена, которые хотелось бы подчеркнуть с точки зрения наиболее заметного влияния на твою практику?
Есть, например, южноафриканский фотограф Роджер Баллен, который известен своими клипами для Die Antwoord. У него просто потрясающие фотографии, и, пока я занимался последним проектом, не стесняясь открывал его инстаграм и вдохновлялся, пытался как-то пропустить через себя его работы. Также, например, Марлен Дюма – это уже моя альма-матер.
Со своими друзьями-художниками я не соперничаю. Мне нравится идея товарищества, в котором все сосуществуют, обмениваются идеями. Когда есть единомышленники, с которыми можно разделить взгляды.
Хочется еще немного поговорить о твоем более раннем проекте-исследовании Интернет-пространства. Из опыта последних лет мы знаем, что, практика думскроллинга, как правило, оказывает на читателя негативный эффект. Как работа с этой темой отражается на тебе?
Исследование думскроллинга было, на самом деле, моим осознанным шагом. Это, скорее, художественный метод, с которым я сейчас работаю. В какой-то степени она похожа на практику селфхарма, в процессе которой ты дергаешь за ниточки, оголенные нервы, манипулируя и вводя себя в нужные состояния, которые тебе интересны и с которыми ты хочешь в дальнейшем работать. Я сам сравниваю это с погружением в кроличью нору, в сеть, которая образует лабиринты, такие тернистые, закольцованные, с множеством веток и корней, через которые необходимо пробраться. Это моя практика, с помощью нее я проживаю новые опыты, что очень важно для художника.
Это позволяет тебе найти ответ на какие-то вопросы?
Нет, это точно не про ответы на вопросы. Художники не дают никаких ответов, а искусство, с моей точки зрения, абсолютно не для этого нужно. Мне кажется, задача искусства в том, чтобы выворачивать, показывать другой мир и иное восприятие. Художники, в первую очередь, говорят только про себя, вспоминают свой опыт. Это эгоистичные существа, зацикленные на себе, на своих чувствах и переживаниях. Наблюдение за экспериментами художника, пусть и не дает ответов, но для зрителя может быть как минимум любопытным.
Расскажи о векторах, в которых сейчас двигаешься, над чем работаешь. Может быть, есть что-то, чем готов поделиться?
На данный момент я хочу продолжать проект «Ширма безопасности» и прощупывать дальше свой визуальный язык. Мне кажется, новая серия хорошо совместила в себе мои предыдущие практики. Я понимаю, что расту вместе со своим искусством. Мне это нравится, потому что меняюсь я – меняется мой художественный язык. И в силу того, что моя карьера только начинается, я могу себе это позволить.