EiL Blog
Интервью эко-пионера Агнес Денес, приуроченное к воссозданию легендарной инсталляции Пшеничное поле в Базеле
Источник: https://www.artbasel.com/stories/ecology-pioneer-american-artist-agnes-denes-basel-messeplatz-wheat-field-climate-change-awareness
Автор статьи: Christian Viveros-Fauné
Перевод: Брынцалова Анна, телеграм-канал English via Art, галерея Set Projects

Спустя сорок два года после появления инсталляции «Пшеничное поле – противостояние» в Нижнем Манхэттене американская художница представит свою самую культовую работу в рамках Art Basel. В этом эксклюзивном интервью 92-летняя легенда рассказывает Кристиану Виверос-Фоне о своем стремлении информировать о состоянии окружающей среды и попытках найти решения.

"Искусству необходимо обладать мощным воздействием, чтобы оставить свой след. Оно должно быть насколько сильным, чтобы противостоять недоумению публики", – сказала в интервью в 2019 года неподражаемая Агнес Денес. Мудрость этих строк очевидна. И даже вдвойне, ведь они принадлежат художнице, которая сильно опережала свое время. Денес родилась в Будапеште в 1931 и рано оказалась на перепутье современности. В 1982 году она создала "Пшеничное поле – противостояние": культовую работу с экологической повесткой, в которой два акра (8000 квадратных метров) золотистой пшеницы, посаженной и собранной в тени нью-йоркских башен-близнецов, были противопоставлены гегемонии денег, политики, мировой торговли и экологического безразличия. После более чем четырех десятилетий ухудшающейся климатической ситуации, растущего экономического неравенства и человеческих страданий, которые они порождают, подобно тысячам метрических тонн CO2, – сегодня ее работа кажется еще более дальновидной, чем когда-либо.

В этом году в рамках общегородской программы Art Basel, ярмарка представит одно из самых впечатляющих произведений искусства на открытом воздухе – швейцарскую адаптацию акции Денес 1982 года под названием "В честь Уитфилда - противостояние" (2024). Курируемая Сэмюэлем Лойенбергером, основателем швейцарского некоммерческого арт-пространства SALTS, Базельская версия работы в сотнях европоддонов с семенами и почвой весом по полтонны также включает в себя рекламный щит с изображением оригинального Пшеничного поля, созданного Денес в 1982 году, и большой монитор, на котором художница, которой на тот момент был 51 год, рассказывает о проблемах, которые она визуализирует в своей инсталляции. Среди них: "продовольствие, энергетика, коммерция, мировая торговля, экономика", а также "неэффективное управление, расточительство, мировой голод и экологические проблемы".

”Пшеничное поле” привлекает людей, потому что его визуал понятен", - говорит Лойенбергер об элегантных, но практичных посадках Денес, которые, по его расчетам, дадут урожай в конце августа. "Эта символика универсальна. Пшеница не только потребляется больше, чем любой другой продукт питания в мире, наряду с рисом, но и является одним из самых популярных продуктов питания в Швейцарии".

Последующее интервью с Агнес Денес было осуществлено по электронной почте. Оно перепечатано полностью по ее просьбе.
Кристиан Виверос-Фоне: В 1990 году вы сказали, что "На рубеже веков и следующего тысячелетия нас ждет неспокойная окружающая среда и неспокойная эмоциональное состояние" – и, конечно, вы были совершенно правы. Термин "антропоцен" был широко популяризирован химиком, изучающим атмосферу, Полом Кратценом в 2000 году. Что вы знали тогда, чего не знали или предпочитали проигнорировать многие другие?

Агнес Денес: Человечество всегда медленно соображает и, только оглядываясь назад, исправляет ошибки. Сейчас многое происходит в экологической, культурной и других сферах. Это необходимо осознавать и действовать в соответствии с повесткой.

Каково это было – так сильно опережать общественное мнение как в экологическом, так и в художественном плане?

Комфортно, но одиноко.

Вы долгое время занимались практически всеми дисциплинами – рисованием, скульптурой, экологическими инсталляциями, философией, математикой, естественными науками, – но начинали с изучения живописи в Колумбийском университете. О том периоде вы как-то сказали, что вам постоянно казалось, что вы "натыкаетесь на край холста", поэтому вы решили "просто отойти от стены и погрузиться в пейзаж". Можете ли вы рассказать подробнее об этом переходе?

Тогда я имела в виду, что, отойдя от холста, я перешла от двухмерного к трехмерному или четырехмерному представлению, подходя к искусству с более реалистичной точки зрения. Это процесс роста, освобождения, поиска своего предназначения.

В работе "Пшеничное поле – противостояние" (1982) вы засеяли и собрали урожай пшеницы на двухакровом пшеничном поле на свалке в Нижнем Манхэттене, в районе, который сейчас известен как Бэттери-Парк-Сити. Созданные вами изображения становятся все более культовыми – зерно, собранное вами и вашими волонтерами, побывало в 28 городах в рамках "Международной художественной выставки за прекращение всемирного голода", а затем было посажено по всему миру. Сила этого произведения искусства остается поистине эпической. У вас изменилась восприятие этой работы? По мере того, как последствия глобального потепления становятся все более заметными и неоспоримыми, как изменилось или модифицировалось ее значение?

Все меняется с течением времени, и лучше всего прочитать мои статьи по этим вопросам, я не смогу дать короткий и быстрый ответ.
Я постоянно поражаюсь силе “противостояния Давида и Голиафа” в вашем Пшеничном поле 1982 года. Вы не только создали эту работу практически без денег – получив грант в размере 10 000 долларов от Фонда общественного искусства на создание работы, которая сегодня обошлась бы в 20-30 раз дороже, – но и сделали это в тени недавно построенных башен Всемирного торгового центра, посадив зерно из Северной Дакоты стоимостью 158 долларов, на земле стоимость которой оценивалась в 4,5 миллиарда долларов. Степень сложности кажется непреодолимой. Каким вам запомнился процесс создания работы?

Это было очень трудно, изнурительно, душераздирающе, но плодотворно. Я написала стихотворение в те дни.

Могу предположить, что вас много раз просили повторить эту работу. И вы ведь уже делали это дважды: один раз в 2009 году возле заброшенной железнодорожной ветки в Далстоне, на востоке Лондона, в рамках выставки "Радикальная природа" в Барбикане; и второй раз в центре Милана в 2015 году, в сотрудничестве с куратором Массимилиано Джони и Фондом Николы Труссарди. Как появилась возможность воссоздать "Пшеничное поле" на площади Мессеплац в Базеле? Какова была ваша реакция на приглашение воспроизвести его в Швейцарии?

Такая же, как когда я засевала Пшеничное поле в Монтане. Эту работу необходимо повторять, потому что люди разные в городах и сельской местности, [они разные в разных] странах, и они по-разному усваивают новые знания.
Был ряд исходных данных, с которыми было необходимо мириться для того, чтобы сделать возможным строительство Пшеничного поля на бетонной общественной площади Мессеплац. Посадка была произведена на европоддонах, заполненных землей и зерном; поле разделено надвое пешеходной дорожкой; часть поля представляет собой волнообразную возвышенность, что создает эффект холма. Это великолепная адаптация к и без того замечательному опыту. Как по-вашему сказываются эти изменения на ваших живых и эфемерных произведениях искусства?

Сейчас я пытаюсь спроектировать и вертикальные Поля, поскольку в будущем может возникнуть необходимость в их создании.

Кажется, что вы были довольно юной, когда вместе со своей семьей впервые уехали из Венгрии в Швецию после бомбардировки Будапешта в 1944-45 годах. В 1954 году, когда вам было около двадцати, вы переехали в Соединенные Штаты. Недавно я прослушал ваше интервью для подкаста, в котором вы рассказали о том, что было до и после того, как вы "потеряли свой язык" – событие, которое, по вашим словам, подтолкнуло вас к тому, чтобы посвятить всю свою жизнь визуальному вокабуляру. Если я не ошибаюсь, сейчас вы говорите на пяти языках. В чем особенность визуальных форм, что, по вашему мнению, позволяет им передавать сложные концепции и невидимые процессы так, как это не удается ни письменному, ни устному языкам?

Очевидно, что наши коммуникационные системы несовершенны, просто посмотрите, какая везде царит неразбериха.
Будучи сам иммигрантом в США из страны, пережившей цивилизационный коллапс (Чили в 1970-х годах), я также задаюсь вопросом, повлияло ли это раннее ощущение нестабильности, того, что комфорт и безопасность воспринимаются как хрупкие и преходящие вещи, на вашу способность концептуализировать как худшее (как вы выразились в оригинале текста 1982 года, сопровождающего "Пшеничное поле – противостояние": "неэффективное управление, расточительство, мировой голод и экологические проблемы") так и лучшее (воображение, постинструментальное мышление, волюнтаризм, коллективные усилия) из опыта человечества в ваших работах? Считаете ли вы, что ваш трудный опыт становления мог побудить вас более радикально и реалистично взглянуть на то, что Монтень называл "состоянием человечества"?

Я стараюсь донести до людей суть происходящего и, когда могу, предлагаю щадящие решения.

Прошло 42 года с тех пор, как вы засеяли и собрали урожай с вашего первого Пшеничного поля в тени зданий Всемирного торгового центра в Нижнем Манхэттене и через залив от Статуи Свободы. Как изменился мир с тех пор? Как изменилось отношение к вашей собственной практике и особенно к Полю?

Пшеничное поле стало настоящей иконой.

Сёрен Кьеркегор однажды написал: "Жизнь можно понять только в обратном направлении, однако прожить ее нужно в прямом". Каким вы видите будущее сегодня?

Во-первых, пытаясь установить с ним контакт, во-вторых, предвидя его.
Однажды вас спросили, сколько времени вам потребуется для создания всех тех удивительно амбициозных проектов, за которые вы хотели бы взяться, и вы ответили, что 500 лет. Как бы вы ответили сейчас? Достаточно ли 500 лет? Какой нереализованный проект вы бы больше всего хотели воплотить в жизнь сегодня?

Я только что завершила проектирование Города Будущего, над которым работала много лет, но бюрократия и печальное положение дел препятствуют его воплощению в жизнь. Это смесь леса и города, которые питают друг друга, я запланировала это для Нью-Йорка. Город заработал бы миллиарды только на туризме, не считая своей новаторской уникальности, которая станет необходимостью в будущем; однако это не принимается во внимание, поэтому эти пространства отдаются большему количеству многоквартирных домов и офисных помещений, как это было сделано и с Пшеничным полем. Мне бы очень хотелось, чтобы этот новый Город был бы реализован, пока я еще жива.

Насколько я понял, что вы не приедете в Базель из-за ажиотажа, связанного с Пшеничным полем на площади Мессеплац, – вы сказали, что вам теперь не очень "легко путешествовать", - но мне интересно, есть ли у вас какое-нибудь послание для тех, кто увидит вживую и почувствует красоту и волнение от вашего Пшеничного поля в Швейцарии?

Мне 92 года, в конце мая мне исполнится 93, и я еще больше нацелена на созидание, чем когда-либо, зная, что времени осталось немного. Я желаю вам всем творческого проявления, долголетия и сил противостоять тому, что ждет впереди. Любите и напитывайте друг друга. Будьте креативными.


Фотоматериалы из статьи https://www.artbasel.com/stories/ecology-pioneer-american-artist-agnes-denes-basel-messeplatz-wheat-field-climate-change-awareness.