EiL Blog
Artist talk: Альберт Солдатов
Сегодня наш собеседник - художник и видеоартист — Альберт Солдатов.

Альберт родился в 1980 году в Москве, окончил Московский государственный институт печати по специальности «художник-график» а также Школу фотографии и мультимедиа им. Родченко. Является участником множества групповых и нескольких персональных проектов, среди которых Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж» (2017, Москва), IX Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало», (2015) и другие. В 2014 году получил премию Кандинского за видеоработу «Бальтус».

Мы обсудили с чего началась и как развивалась творческая деятельность художника. Узнать под влиянием каких событий и фигур киносцены происходило формирование его практик – можно в нашем новом интервью.

С чего началась твоя творческая деятельность?

В 90-х годах начался поток западного кино на телевидении, и это были не только мексиканские сериалы. Показали «Дракулу» с Кристофером Ли, фильмы Орсона Уэллса и Хичкока, «Твин Пикс» Линча. Желание узнать, а что еще снимают режиссеры на Западе, привело на небезызвестную «Горбушку», где несколько точек торговали авторским кино, переписанным с dvd на видеокассеты. И вся эта атмосфера 90-х пробудила во мне интерес к тому, чтобы самому что-то создавать. Но уверенности, как это делать, не было.

Я брал видеокамеру у друзей, пытался что-то снимать, но это все было несерьезно. После окончания школы я поступил в Полиграфический университет. Окончил его 2002-м, а в 2010-м поступил в школу Родченко, учился на курсе Кирилла Преображенского. И, собственно, с этого и началась моя история, связанная с видеоартом.

Кем ты вдохновляешься?

Когда-то на меня сильно повлиял просмотр программы американского киноавангарда в «Музее кино». Она называлась «Маги и радикалы», показывали Майю Дерен, Кеннета Энгера, Уорхола, Брэкиджа, экспериментальное кино на грани понимания.
Когда я учился в Родченко, меня интересовало, что снимает режиссер с территории искусства – Омер Фаст. В частности, сильное произвела впечатление его работа «Непрерывность» – цепь закольцованных событий из жизни то ли семьи, то ли актеров, изображающих семью, перманентно выходящих за рамки разумного.
Сейчас мне нравится то, что делает датский кинорежиссер Виндинг Рефн.
В последнее время он снимает сериалы, такие как: “Слишком стар, чтобы умереть молодым”, “Ковбой из Копенгагена”. Вообще формат сериала, по-моему, очень современный. С развитием стриминговых площадок он заиграл новыми красками.
И Рефн как раз использует эту форму, населяет ее своими совершенно замечательными неоновыми образами. У него очень красивые фильмы, медитативные и медленные. Сцены могут длиться по несколько минут, когда, действительно, герои практически ничего не делают, но это чертовски захватывает.

Стоп-кадр видеоработы "Комнатная температура". Предоставлено художником.

Ты известен как видеохудожник, но делаешь также и работы на холстах. Как ты к этому пришел?

В 2018 году я впервые показал живописные работы. После окончания института пытался привычную живопись сделать необычной, совмещал ее с коллажом, наклеивал фотографии, вырезки из журналов. Брал краску, закрашивал экспрессивно поверхность и наклеивал туда части фотографий. Это было похоже на то, что сейчас происходит в современном мире, какая-то фрагментация информации. Теперь я пробую работать с нейросетями. Технология узнается по ошибкам, которые она генерирует. Например, ставшие привычными шесть-семь пальцев вместо пяти, на, казалось бы, реалистичной «фотографии». Нейросеть выдает сама себя генерацией совершенно чудовищных форм. Я подумал, что хорошо, если зритель будет себя ассоциировать с Джилл Валентайн – с персонажем, который потерян в мире хаоса, в мире соцсетей, нейросетей, где все как бы ненастоящее, в мире недостоверной информации, фейков, новостей, полубезумных людей.

В 2014 ты получил премию Кандинского в номинации «Молодой художник» за видеоработу “Бальтус”. Как это сказалось на твоей творческой карьере?

Я очень долго делал эту работу, практически около года. Это был совершенно уникальный опыт. Эту видеоработу купил музей. Когда музей приобрел работу, для меня это было неким подтверждением того, что все-таки все не напрасно. После премии я года три пытался что-то делать. После такой большой работы было сложно что-то начинать.
Стоп-кадр видеоработы "Бальтус". Предоставлено художником.
Как бы ты описал свой artist -statement?

В разное время для себя по-разному формулировал как описать то, что я делаю, но не так давно мне понравилась краткая формулировка моего друга, фотографа Ильи Осипова. Он определил мою художественную практику как “сакрализацию обыденного”. Со стороны, как говорится, виднее, а почему бы и нет?

Какие советы ты бы мог дать молодым начинающим художникам?

Нужно много работать, методично делать одни и те же вещи. Развивать свой интерес. Каждый день размышлять о том, что ты хочешь сделать, что ты хочешь сказать. Смотреть много искусства, ходить в музеи. Часто кажется, что это очень скучно. Но когда я впервые пришел в музей по своему желанию, я удивился, как это может быть необычно и интересно.

Где можно увидеть твои работы прямо сейчас?


В настоящий момент в галерее pop/off/art проходит моя персональная выставка «Дипфейк», где я исследую «субмедиальные пространства, производимые нейросетями и новостными платформами, из-за чего они всегда остаются по сути местом фейков. Мои видеоработы разных лет можно найти на Vimeo в превью-разрешении.
Экспозиция персональной выставки Альберта Солдатова "Дипфейк" в галерее pop/off/art. Фото предоставлено галереей.
Экспозиция персональной выставки Альберта Солдатова "Дипфейк" в галерее pop/off/art. Фото предоставлено галереей.
Какие у тебя планы на будущую творческую деятельность?

Продолжать делать живопись, пробовать что-то новое. Честно говоря, после открытия персональной выставки я в некоторой прострации. Хочется выдохнуть, остановиться и понять, где я вообще нахожусь.