EiL Blog
Интервью с Дарьей Беляковой
Сегодня нашей собеседницей в рубрике Collector's view стала Дарья Белякова – архитектор, основательница архитектурного бюро Arch(e)type, а также просветительской платформы и клуба A-House, посвященных архитектуре и дизайну. Дарья является автором еще нескольких проектов – развивает мебельную компанию ARCHIPÉLAGO и ювелирный бренд Joser.

Мы обсудили с Дарьей ее личные принципы коллекционирования, узнали, с чего начиналась коллекция и чем бы ее хотелось наполнить, а также поговорили о том, какой вклад проект A-House вносит в развитие и популяризацию современного искусства.
Дарья Белякова
Какова, на ваш взгляд, главная роль коллекционера современного искусства?

Для себя я определяю коллекционирование так: можно собирать искусство, исходя из вдохновения и желания, а можно покупать, исходя из своих текущих потребностей. Я отношусь к первой категории, – выбираю только сердцем. Некоторые работы мне дарили друзья: кто-то находил то, что мне нравится, а кто-то ориентировался на мой вкус. Для меня это очень значимо, потому что каждая работа связана с определенным человеком. Поэтому они такие разные, но при этом особенные. Каждая на своем месте.

Помните свою первую покупку?

Да, это произошло в галерее Елены Селиной. Я целенаправленно пришла к ней, правда, тогда еще не осознавая масштаб личности. Но я понимала, за чем иду. Это была графическая работа Виктора Пивоварова. Тогда я подумала, что было бы здорово иметь какую-то часть той эпохи у себя, физически ощущать сопричастность. Некоторые периоды прошлого вызывают очень сильный эмоциональный отклик, и творчество Пивоварова для меня отражает один из них.

Как вы считаете, насколько важно личное знакомство с художником, является ли оно определяющим при покупке работ?

В первую очередь, это важно, если речь идет о молодом художнике. Но если это состоявшийся художник, как, например, Виктор Пивоваров, его человеческие качества для меня не имеют принципиального значения. Он сделал важное дело для людей, создал новое искусство, оставил наследие.

Влияет ли на ваш выбор экспертное мнение?

Я считаю, что взгляд экспертов очень важен, и на меня он может повлиять.

Мнение каких специалистов вы считаете авторитетным среди арт-среды?

Как правило, это галеристы. То есть те, кто непосредственно работает с актуальными на текущий период времени художниками. Для меня очень важен нарратив: к чему отсылает автор произведения, кем он вдохновляется, куда движется. Эту линию я сама не всегда могу выстроить, потому что не владею знаниями о современных художниках в том объеме, в котором ими владеет профессионал. Поэтому их мнение для меня авторитетно.

Юань-Вэнь Ван. "Вихрь памяти", 2018

Из коллекции Дарьи Беляковой

Вы отдаёте свои работы на экспонирование?

Да, у меня был такой опыт. Недавно я отдавала работу из личной коллекции на одну выставку, и, признаюсь, это было двойственное чувство. С этой работой я соприкасалась каждый день, и вдруг нас «разделили» почти на три месяца. Появилось ощущение, будто выставили кусочек меня. Но в дальнейшей перспективе, я считаю, что коллекция должна экспонироваться. Как архитектор, я жду момента, когда у нас начнется частное проектирование галерей. В этом контексте интересна история Сергея Чобана, который построил музей для собственной коллекции в Берлине. У него очень большое собрание графики. Он самостоятельно спроектировал Музей архитектурного рисунка и выставил там свои работы. Мне кажется, это тот пример, на который должна ориентироваться современная российская арт-сцена.

Есть ли у вас в семье коллекционеры?

У нас дома всегда было искусство. Хотя, наверное, это нельзя назвать коллекционированием как таковым. Было много друзей-художников. Один из них в свое время направил меня в художественное училище, которое я впоследствии окончила. Я хорошо понимаю природу графических и живописных работ, фотографии. Поэтому, и к произведениям искусства у меня немного другое отношение. Что-то может понравиться мне из-за определенной техники или других специфических особенностей или деталей.
Федор Лемкуль. Иллюстрация к книге Е. Трутневой "Родные Голоса", 1962 год

Из коллекции Дарьи Беляковой

Какие зарубежные или отечественные работы вы бы хотели видеть в своей коллекции?

Я бы хотела иметь работы фотографа Хироси Сугимото, его “Театры” с пустыми зрительными залами, а также фотоработы Вольфганга Тильманса. Фотография интересует меня в последнее время все больше и больше. Помимо этого, я бы приобрела графику разных архитекторов.

Можете рассказать про свой вклад в развитие искусства, в частности, про то, как A-House объединяет людей и приводит их к искусству?

Популяризация искусства у нас происходит по трем направления. Существует A-Gallery – галерейное пространство на первом этаже, где мы делаем выставки по архитектуре, дизайну, показываем изобразительное искусство. A-Collection – это наша коллекция, которая размещена в разных пространствах A-House. Кроме того, свои выставки регулярно проводит наш резидент – галерея ULM. Все это в целом про искусство, с акцентом на архитектуру и строительство. Мы стараемся объяснять, показывать, рассказывать как можно больше. Например, не так давно у нас был конкурс для студентов Строгановки, которые проектировали объекты для одного из девелоперов. В ближайшем будущем планируются кросс-выставки с другими галереями, мероприятия для потенциальных коллекционеров. Мы хотим рассказывать про существующие корпоративные коллекции – на наш взгляд эта тема очень важна, интересна и нуждается в развитии.