Не возникает ли желания показать свою коллекцию по-другому? Талантливый куратор может составить из 500 произведений любопытную выставку.
Нет, потому что такой пиар мне не интересен. До тех пор, пока у меня нет концепции коллекции, я не считаю нужным демонстрировать то, что сама для себя не осмыслила. Когда я начну работать с коллекцией, буду понимать, что она из себя представляет с точки зрения искусства, тогда можно говорить о том, как ее развивать дальше. Экспонирование и показ произведений из коллекции должны относиться, в первую очередь, к развитию коллекции, а не к самопиару.
Есть ли культура коллекционирования у Вас в семье, планируете ли вы эту историю развивать?
У нас трое сыновей, и средний сын увлекается искусством. Он старается покупать сам, что-то ему дарим мы, он формирует свою коллекцию и свое понимание. Но я считаю, что коллекция — это отражение личности и ценностей самого коллекционера, опять же, если она не собирается по инвестиционному принципу. При таком понимании коллекцию очень сложно передать детям, потому что у них в любом случае свои смыслы и свои ценности.
Если я правильно услышала, Вы с мужем собираете коллекцию вместе. У Вас не бывает каких-то противоречий: одному что-то нравится, другому – не нравится?
В большинстве случаев наши вкусы не совпадают. Его приоритетное направление — это начало XX века, авангард. За мной все, что касается современного искусства. Но, конечно, в нашу коллекцию просачивается что-то из того, что купил Роман, а я не уследила. Иногда взгляды совпадают.
Как вы считаете, изменился ли рынок коллекционирования за последние 2 года?
Я считаю, что на рынок современного искусства пришли люди, которые до этого не покупали, однако, я не считаю, что он из-за этого значительно вырос. То есть он за два года, грубо говоря, не увеличился в два раза. Чек одного произведения искусства упал: стало продаваться больше произведений искусства по более низкой цене. И это позитивный тренд. Этот процесс начался не вчера – во многом благодаря Cosmoscow, Blazar и тому, что делаем мы с WIN-WIN. Я считаю, что порог входа с точки зрения стоимости должен быть максимально лояльным, чтобы люди, которые считают важным иметь искусство, могли позволить себе начать делать первые шаги, не обладая большим капиталом. Или люди, которые обладают большими деньгами, но до этого не покупали современное искусство, тоже не всегда готовы тратить сразу сотни тысяч, делая первые покупки.
Как Вы считаете, что нужно сделать молодому художнику, чтобы обратить на себя внимание уже достаточно серьезного коллекционера?
Я считаю, что обращать на себя внимание лучше через институции, потому что, формируя свою профессиональную биографию, художник через институцию формирует свой статус и ценообразование на свое искусство, подтверждает его. Если мы говорим о коллекционировании, то, конечно же, большинству коллекционеров важны экспертиза, статус, биография и потенциал того художника, которого он планирует купить.
Вы сами покупаете художников в начале карьеры?
Я считаю, что если ты занимаешься развитием карьеры художника, то странно не верить в то, что ты делаешь. А, собственно говоря, моя профессиональная деятельность именно в этой плоскости и лежит, поэтому я часто покупаю произведения тех художников, которых мы поддерживаем в рамках наших проектов.
А что бы Вы посоветовали начинающим коллекционерам?
Я бы посоветовала, конечно же, формировать у себя насмотренность, свое мнение и абсолютно точно не бояться делать первые шаги. У любого начинающего коллекционера будут ошибки, и их не нужно бояться совершать. Потому что, если вы будете ждать идеальной ситуации для совершения своей первой, второй, даже третьей покупки, будет много потерянного времени и возможностей. Я считаю, что верить в себя и действовать – исключительно важно. Во многом именно на опыте ошибок и формируется дальнейшая стратегия.
Должен ли начинающий коллекционер опираться на мнение кураторов, галеристов, друзей-коллекционеров?
Мнение экспертного сообщества на самом деле важно: мнение друзей-коллекционеров, коллег, кто подскажет, кто сориентирует в огромном мире галеристов, критиков, кураторов. Но, и упомянутое ранее самообразование не отменяется. Поэтому рецепт таков: читать, смотреть, ходить на выставки, следить за профессиональными состоявшимися институциями.