EiL Blog
Интервью с Дарьей Ярцевой
Сегодня нашей собеседницей стала Дарья Ярцева — независимый куратор, галерист, сооснователь проекта Deep List, участница недавней нижегородской резиденции FUTURO AIR.

Мы обсудили ее кураторский путь, исследования, процесс отбора художников в проекты и современную российскую арт-среду.

Дарья поделилась с нами проектами, которые ее вдохновляли, и дала советы молодым кураторам.
Дарья Ярцева
Расскажи, как ты пришла к профессии куратора?

В старших классах школы я активно ходила на выставки современного искусства, мне это всегда очень нравилось. Будучи студенткой, читала выходящую тогда “Артхронику” и “Художественный журнал”. В то время мне было сложно разобраться в текстах этих изданий, иногда они казались просто набором слов, каким-то пением птиц, которое очень хотелось расшифровать. На курсе третьем-четвертом МГУ, поняла, что мне интересно современное искусство как путь личного и профессионального развития, и я хочу разобраться более детально. Тогда я решила параллельно с МГУ поступить в институт БАЗА, где изучала историю современного искусства и художественную критику. Со мной учились многие художники, которые впоследствии сформировали российскую художественную сцену. Это было очень насыщенное время, многое происходило и формировалось в тот момент: открывались первые институции, приезжали художники, появлялись новые галереи.

Мое второе образование — история искусства, которую я изучала в РГГУ. Это был другой, более академический размеренный процесс исследования и погружения в историю, но исключительно учиться становилось довольно скучно. В тот момент я решила, что пришло время придумать для себя работу и отправилась в ЦСИ Винзавода, где стала продюсером проекта “СТАРТ” — проекта, создающего возможность для молодых художников сделать свою первую персональную выставку. Я провела два сезона вместе с кураторами: Кириллом Преображенским и Верой Трахтенберг. Уходя из проекта примерно через три года, понимала, что у меня уже сформировалось желание попробовать себя в роли куратора. И тут, совершенно неожиданно, мне поступило предложение от Анастасии Шавлоховой, которая была одним из экспертов проекта “СТАРТ” и его сооснователем в 2009 году. В 2018 году она запустила свою галерею сцена/szena и пригласила меня поработать с ней. На протяжении четырех лет я была куратором и продюсером в ее галереи. Это очень ценный опыт, который во многом меня сформировал. Тогда я поняла, что такое галерея, чем она отличается от музея или фонда. Моим дебютным кураторским проектом стала групповая выставка “Ровно в полночь” в галерее сцена/szena, осмысляющая ритуал в контексте художественных практик. Среди участников были художники основного пула галереи: Кирилл Гаршин, Леша Таруц, Антон Кушаев, Игорь Самолет; и приглашенные: Аполлинария Брошь, Софья Шпурова и Андрей Шенталь.

За последние несколько лет работы моя профессиональная роль в качестве куратора выкристаллизовалось, я понимаю, что мне сейчас интересно исследовать и рассказывать сквозь выставочную практику. Появился свой собственный проект Deep List, который я делаю вместе со своей подругой Ириной Шульженко. Но, в тоже время, это всего лишь одна из линий, которую я развиваю и которая мне созвучна как метод созидания и диалога с аудиторией.

Как ты выбираешь проекты, с которыми было бы интересно работать?

Не могу сказать, что только я выбираю проекты и художников, и они на меня смотрят и выбирают или не выбирают в ответ. У кураторов, обычно, два пути: работа с художником и его идеями, либо создание собственной концепции, исходя из которой художники приглашаются к участию. Например, сейчас мне интересен романтизм как часть поп культуры. Случайным образом я увидела некоторую закономерность благодаря алгоритмам инстаграм в аудиальном и визуальном контенте - как мне кажется, появилась некая новая сеть молодых людей, которые делают похожие вещи в разных сферах. Мне бы хотелась разобраться в этом феномене и своих догадках, я вообще люблю находить и восстанавливать связи, плести свою визуальную паутину. Этот проект должен быть представлен в галерее Devyatnadtsat у моей подруги Ани Таганцевой-Кабзевой. Мои проекты сейчас, как правило, сконцентрированы в галерейном поле, но мне бы хотелось делать и большие институциональные высказывания.

Групповая выставка "Мы всегда встречаемся завтра", Lumin House, 2024

Коллаборация галереи Deep List и Hutton Group Development


Фотограф: Варвара Топленникова

Когда ты смотришь на молодых художников, на что, как правило, обращаешь внимание?

Я обожаю молодое искусство. Мне кажется, что перманентно нахожусь в поиске новых художников последние десять лет. Сейчас все смотрят и ищут новых авторов через социальные сети, и я - не исключение, даже таргет помогает имманентно: чем больше ты смотришь хорошего искусства, тем больше тебе его показывают.

В настоящий момент художественная среда сильно изменилась. Многие художники уехали, в частности, те, чья практика и карьера успели сформироваться. К молодому искусству всегда много внимания, как мне кажется. В основном это художники, чья практика еще формируется, и для меня это питательная среда, обожаю открывать новые имена. Взаимодействуя с молодыми художниками, нужно учиться смотреть на их практику из точки в будущем, а не в настоящем, уметь правильно предугадать их истинный потенциал, спрогнозировать, куда движется человек и как может вырасти.

Какому принципу ты следуешь при отборе художников для группового проекта?

Например, есть некая тема, с которой я работаю как куратор в рамках проекта, и относительно нее начинаю ресерчить художников: кто исследует нечто схожее или кому это было бы интересно. Важно, чтобы мне самой нравилась практика художника, чтобы я видела ценность в его работах. Еще я сразу представляю какую экспозицию мне бы хотелось воплотить, как я ее вижу в материале и пространстве, какие медиа стоит использовать.

Персональная выставка Софьи Шпуровой "Раненые глазки", галерея сцена/szena, 2022


Фотограф: Варвара Топленникова

Насколько важным ты считаешь посещение мастерских?

Я считаю, что это большая часть моей повседневной работы — знакомиться, приходить, смотреть, общаться с художникам, посещать студии. Художники редко показывают в публичном поле все, над чем работают на любом этапе развития карьеры. Для меня важно иметь возможность посмотреть более объемно на художественную практику, чем страница в соц сети, пообщаться лично. Когда разговариваешь персонально, ты глубинно понимаешь про что человек, какие у него амбиции, желания, видение.

Можешь привести примеры каких-то кураторских проектов, которые тебя вдохновили?

Несколько лет назад был очень классный проект в Музее “Гараж”, назывался “Мы храним наши белые сны. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969”. Его представила кураторская группа (Андрей Мизиано и Екатерина Иноземцева) вместе с исследователями и художницей Александрой Сухаревой. Проект рассказывал о жизни и творчестве людей, чьи авторские поиски были тесно связаны с мистическими практиками, «сверхчувственным» познанием мира, тайным знанием, закрытыми сообществами и частым исходом на советский Восток в поисках истины. Наверное, за последнее время это один из моих самых любимых проектов, представленных в России.

Персональная выставка Ахмата Биканова "И дуб и кипарис не растут в тени друг друга", Lobby Moscow, 2022


Фотограф: Варвара Топленникова

Какие проекты ты планируешь реализовать в ближайшем будущем?

Сейчас мне бы хотелось больше писать тексты, я уже сотрудничала как автор с Baldone, Black Square, SETTERS Media. В этом году появилась идея сделать цикл бесед с важными для меня героями старшего поколения, хочется их расспросить о многом, зафиксировать мысли в моменте времени. Этой зимой у меня еще появилось внутреннее желание к участию и созданию социальных проектов, надеюсь, что и тут получится проявить себя в скором времени.

Наверное, судьба мне благоволит, и я выиграла грант от Futuro Gallery на летнюю исследовательскую резиденцию Futuro Air в Нижнем Новгороде. Это практическое исследование и выставочный проект, восстанавливающий связи между современной художественной сценой и традиционными промыслами Нижегородской области. Проект будет функционировать как зона тесных контактов и лаборатория сотворчества кураторов и краеведов, художников и локальных мастеров декоративно-прикладного искусства. В течение сезона должна быть разработана и представлена групповая выставка.

Как ты считаешь, чего не хватает российской арт-среде?

Мне очень не хватает критики, текстов и людей, которые бы писали об искусстве, обсуждали процессы. Не хватает диалога, весь разговор об искусстве мутировал в бесконечные скроллы лент с инфоповодами. У нас есть художники, есть кураторы, есть институции, то есть среда относительно выстроена, однако, сейчас такое время, что все это ощущается очень шатким. А все, что связано с художественной критикой, журналистикой про глобальные процессы внутри культуры, современную художественную сцену у нас или отсутствует, или совсем мало и дробно. Я бы с радостью читала больше текстов разных авторов.

Групповая выставка "Горизонт приближает время", Промышленный ангар, 2023

Какие советы молодым кураторам ты можешь дать?

На мой взгляд, важно понимать через какую призму рассматривать искусство, разобраться какая область исследования интересует лично тебя. За любым высказыванием или проектом стоит человек, его сфера увлечений и пристрастий, персональных слабостей и страстей. Это часто очень личные выборы и инициативы, а также интерес к исследованию окружающего мира, склонность делиться и рассказывать истории другим. Мне бы хотелось отметить, что выбранные стейтменты не навсегда, со временем они могут меняться и мутировать. Спектр интересов мной ощущается как вибрирующий поток, находящийся в движении и обращающийся ко мне разными гранями. Закончив университет или любую другую образовательную программу, вы не становитесь куратором. Это происходит через опыт. Думаю, как художники или режиссеры, кураторы набирают силу и раскрываются со временем. Если смотреть на мое формирование, то сделать первые проекты получилось, когда я поняла, о чем я хочу говорить, нашла смыслы внутри себя. Думаю, что это процесс длиною в жизнь, а я все еще на пути и продолжаю искать ответы на подобные вопросы для себя самой.