Путь любого нашего собеседника, будь то художника, куратора, коллекционера или галериста — это всегда какая-то большая история, которая с чего-то начинается. Расскажи, пожалуйста, про свой путь к кураторству.
Путь у меня был долгий, но кураторству я училась целеноправленно — я обладатель диплома магистра кураторских исследований. Пришла я к этому в уже достаточно сознательном возрасте. Я училась сначала в Политехническом Университете, но быстро поняла, что это «не мое» и года два искала себя — думала, где учиться, что делать. Потом я попала в Смольный (Факультет свободных искусств и гуманитарных наук СПбГУ). Первые два года я училась, не понимая вообще ничего про искусство. Я думала, что пойду на программу по философии. Но на парах по искусству я как-то осознала, что не замечаю времени. Оказалось, что можно смотреть на работы, интерпретировать их, думать, читать книги — это меня очень вдохновляло. Я очень люблю все классические тексты по истории искусств, а это, на мой взгляд, основа для понимания современных художественных процессов. Дипломную работу бакалавра я писала по итальянской архитектуре времени Муссолини, научным руководителем у меня был Иван Дмитриевич Чечот. Тогда я поняла, что хочу остаться в теории, в этом привилегированном сообществе и окончила магистратуру того же факультета.Я люблю существовать в идеях и ими жонглировать, у меня есть склонность писать тексты, хотя одновременно с этим мне очень нравится материальностью заземляться. Люблю, когда меня окружают объекты, и сама я очень часто на искусство смотрю, как на то, что я бы купила и принесла себе домой. Вот так я и дошла до мира кураторства.
Какие у тебя критерии отбора кураторских проектов? Что для тебя первостепенно?
У меня есть на этот счёт два ответа. Один спиритуальный, а другой приземленный. Начну со спиритуального. Просто отклик — нравится или не нравится, чувствую или не чувствую, да или нет. Это про какие-то микроощущения, бессознательную химию. Хотя о коммерческой стороне проекта тоже надо не забывать. И, к сожалению, здесь мы вступаем в область компромисса. Еще мне важно соответствие моим целям в текущий момент. Например, два года назад я с удовольствием брала ресторанные проекты. Мне казалось, что делать такие интервенции в публичные пространства — это здорово. Сейчас я уже с трудом на это соглашаюсь, потому что меня не устраивают некоторые ограничения. Сейчас меня интересует масштаб и серьезность проекта.