EiL Blog
Интервью с Наталией Опалевой
Сегодня нашей собеседницей в рубрике Collector's view стала Наталия Опалева — коллекционер, меценат, российская предпринимательница и основательница музея AZ и ЦСИ AZ/ART в Москве.

Мы поговорили о роли современного коллекционера, о первой покупке, личных знакомствах с художниками, а также узнали, насколько велика роль проводника в становлении собирателя искусства.
Опалева Наталия Владимировна
В чем, на Ваш взгляд, главная роль современного коллекционера? Что для Вас есть искусство?

Говорят, что слово "коллекция" было введено в употребление римским оратором Цицероном и означало "собрание разрозненных предметов в одно целое". Для меня это определение очень важно – я не являюсь художником, который может придумать и визуализировать свою собственную картину мира, но именно коллекционирование произведений искусства дает мне возможность понять себя и рассказать о себе другим людям - так в бытовой жизни мы говорим о том, что мы любим, чем увлекаемся, что нам близко, раскрывая свою личность. Коллекционирование и искусство – это во многом способ коммуникации. Анатолий Зверев, один из главных героев моего собрания, писал – "По рисункам и можно видеть и слышать меня!", так и я надеюсь на то, что "слышать и видеть меня" можно в коллекции, которую я собирала более двух десятков лет. Но есть и другой аспект – возможно, гораздо более важный, – это связь между художником и зрителем. Ведь не каждый художник может выставляться, не каждый может быть увиденным, понятым и оцененным. Коллекционер создает этот канал связи между творцом и его аудиторией. Иногда обе стороны сами не знают, что принадлежат друг другу, а коллекционер может им дать это понимание – обратите внимание на то, как много выставляется работ из частных собраний, как много новых имен открывают именно коллекционеры!

Что Вы думаете по поводу передачи семейных традиций коллекционирования?

Это прекрасно! Каждое следующее поколение приносит свое собственное видение и ощущение времени, его прошлого, настоящего и будущего. Несомненно, что коллекционирование восстанавливает иногда распадающуюся связь времен.

"Неочевидные пересечения", AZART

Расскажите немного про Вашу личную коллекцию? Как бы Вы могли ее описать?

Живая. Живая, как сама жизнь. Наверное, я могла бы сравнить свою коллекцию с ребенком – он растет, развивается, в какие-то периоды следует за тобой, затем обретает свои интересы, становится самостоятельным. И, конечно, это постоянный процесс познания – нового, не всегда сразу понятного, но каждый раз увлекательного. Я могу сказать, что для меня коллекционирование – это нескончаемая череда культурных и личных открытий.

"Новый полет на Солярис", Флоренция

Как все начиналось? Была ли первая покупка импульсивной и осталась ли она в вашей коллекции?

Мое первое приобретение и сейчас находится в коллекции. Это – портрет Полины Лобачевской работы Анатолия Зверева. Он поразил меня своей красотой, изысканностью и удивительной стилистической свободой автора. Тогда я узнала имя Анатолия Тимофеевича Зверева, а личное знакомство с Полиной Ивановной и положило начало моему собирательству.

Как Вы считаете личное знакомство с художником может повлиять на окончательное решение о покупке?

Конечно. Но это знакомство может быть не только очным, но и заочным – если мне кто-то показался интересным, я начинаю изучать и автора, и его работы, стараюсь узнать, как можно больше. Ведь по нескольким произведениям иногда бывает трудно составить представление об индивидуальности художника, о его личной и артистической философии. А понимание этого объема при формировании коллекции очень важно.

Сколько работ насчитывает Ваша личная коллекция? Есть ли какие-то ограничения в коллекции?

Сегодня это – несколько тысяч работ нонконформистов и стремительно пополняющийся корпус произведений современных художников. А искусственных ограничений я не устанавливаю – я стараюсь внимательно прислушиваться ко времени и к художникам, к своей интуиции.

"Параллельные вселенные", Русский музей

Если в Вашей коллекции нероссийские авторы?

Пока нет, но, все возможно!

На что нужно обращать внимание начинающим коллекционерам?

Трудно дать универсальный совет или рекомендацию – у всех свой путь. Но мне кажется, что нужно любить искусство и самих художников – часто именно из любви рождается коллекция.

Насколько велика роль проводника (арт-дилера, галериста, приятеля – коллекционера) в становлении коллекционера?

Это зависит от уровня подготовки самого коллекционера. Мне повезло встретиться с Полиной Лобачевской и Еленой Юреневой, которые стали для меня подобными "проводниками" в искусство. Сейчас я понимаю, что коллекционер – это не отшельник, который "над златом чахнет", что коллекционирование - это многослойный коммуникативный пирог, где каждый участник – от художника до куратора, от случайного знакомого до арт-критика – необыкновенно важен. Потому что открытия могут случиться в любую секунду, и нужно быть просто готовым к ним. Может быть, потому моя коллекция открыта и публична – почти за десять лет существования музея мы сделали около двух десятков выставок в Москве, привозили работы в Италию, Санкт-Петербург, Иваново, а сейчас открыли выставку Зверева "Мой учитель Леонардо" в Иркутске. Я вижу, какой необыкновенный интерес вызывает искусство второй половины ХХ века и мне хочется показывать его как можно больше. А что говорить про ЦСИ AZ/ART на Маросейке! Вот где бьется пульс современного искусства!

"Третье ухо", AZART

Что Вы думаете о российском искусстве за пределами Москвы и Петербурга?

Я думаю, что, когда мы говорим об искусстве, не совсем корректно делить его по принципу "столица – провинция". Конечно, в больших городах у художников есть бОльшие возможности выставляться, общаться между собой, формировать творческие группы и объединения, находить своего зрителя. Но искусство часто напрямую не зависит от зрителя, и опыт нонконформистов – тому подтверждение. Несколько лет назад мы учредили премию для современных художников Zverev Art Prize, конкурс был открытым и география участников – самой широкой. Естественно, что кто-то пытается перебраться в столицы, но кому-то это не нужно, так что пространство искусства – едино и неделимо.

Что Вы думаете будет происходить с современным искусством России в ближайшем будущем?

Я боюсь делать предположения – течение времени так изменчиво и непредсказуемо. Но мне очень интересно двигаться вместе с ним, а куда оно приведет искусство, художников и меня лично, как коллекционера, – посмотрим!



*фотографии предоставлены PR-службой Музея AZ и ЦСИ AZ/ART