EiL Blog
Интервью с Полиной Бондаревой
Сегодня нашей собеседницей в любимой рубрике "Collector's view" стала Полина Бондарева — искусствовед, коллекционер, основатель школы masters и masters digital gallery, программный директор культурного центра "Левашовский хлебозавод".

Мы обсудили роль коллекционера современного искусства, опыт первой покупки, личные знакомства с художниками, новые медиумы, важность проводника и учителя, а также искусство Москвы и Петербурга. Об этом — читайте в нашем новом интервью!
Полина Бондарева
Какая, на Ваш взгляд, главная роль коллекционера современного искусства?

Я думаю, что современное искусство сегодня является очень важным для понимания и осмысления всех событий и явлений современной жизни: будь то театр, танец, медиаискусство, какие-то новые теоретические исследования, научно-технологические открытия. Оно дает нашему обществу возможность сменить оптику и самостоятельно анализировать процессы, которые происходят сегодня в культуре. Если же говорить о коллекционерах, есть большое количество людей, которые собирают из собственной любви к искусству, страсти к коллекционированию. Есть более профессиональный подход, хороший пример - фонд Сергея Лимонова (прим. редакции- Limonov art foundation), где коллеги не просто собрали большую коллекцию, а стали соучастниками этого рынка, представляя на ярмарках свои стенды, внося свой вклад в контекст современного искусства.
Если говорить относительно моего пути, то для меня коллекционирование — это больше про возможность вовлекаться в темы, которые поднимают современные художники. И несмотря на то, что у меня в коллекции уже есть большие имена, я всегда стремлюсь к какому-то эксперименту. Наша школа (прим. редакции – Школа Masters) и проекты работают в том числе и с медиаискусством, что позволяет мне, в первую очередь, расширять свой кругозор. Через современное искусство я насыщаюсь новой энергией и пробую неизведанные пути.

Если говорить про вашу роль в популяризации современного искусства, какой проект самый любимый и вырос напрямую из страсти коллекционирования?

Имея уже какое-то количество работ абсолютно разных техник, в последнее время тяготею к новым формам. Это и объекты, и керамика, и работа с ремеслом. Мне все это интересно в некотором сопоставлении. Мы очень много показываем диджитал-проектов, когда видео является одной из составляющих выставки и работает с восприятием зрителя на разных уровнях: через зрение, через слух. Это один из важных медиумов, который, мне кажется, сегодня набирает актуальность. Когда мы приходим в современный театр, то видим, как художники и кураторы выставок становятся проводниками каких-то новых высказываний в области театрального искусства, и, наоборот, когда режиссеры театров становятся кураторами выставок. Этот диалог, мне кажется, очень важным и ценным, он отражает наш междисциплинарный подход. Ввиду этого, в школе мы говорим не только на тему современного и классического искусства, но и о философии, литературе, истории кино и театра, современного танца. Они все существуют сегодня неразрывно.

Еще один очень важный для меня проект— это Левашовский хлебозавод в Санкт-Петербурге, программным директором которого я являюсь последний год. За это время мы провели колоссальную работу с точки зрения достаточно консервативного петербургского зрителя в отношении экспериментов. Нам удалось собрать вокруг проекта и критиков в области архитектуры и современного искусства, и директоров музеев, и другую профессиональную аудиторию. Мы проводим выставки совместно с ведущими галереями и музеями современного искусства Санкт-Петербурга и Москвы, показываем инсталляции, которые открыты к посещению всех желающих.

Евгений Антуфьев

Можете рассказать о вашей коллекции: есть ли у нее какая-то миссия или это эмоциональные покупки?

В моей коллекции художники, которых я очень люблю. Но также для меня это своеобразное поле развития. Это возможность попробовать что-то новое, более того, часто в контексте будущих выставок, которые проходят и в школе Masters в Москве, и на Левашовском хлебозаводе. Два года назад я приобрела березу Федора Хиросигэ, после чего мы сделали проект-инсталляцию на Левашовском хлебозаводе с Федей. Это живая береза высотой 3 метра, с надписями-мантрами. Каждое дерево из серии посвящено философским высказываниям. Мне кажется, это очень интересный объект в моей коллекции. Сейчас у нас проходит выставка Анны Деминой. Ее работу я купила несколько лет назад на маркете WIN-WIN.
У меня есть Евгений Антуфьев, Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, то есть уже достаточно серьезные имена.

Но для меня, конечно, интересно еще и проследить путь молодого художника. Например, у меня есть первые работы на металле Лизы Бобковой.

Мне сейчас безумно интересен предмет объекта, я очень люблю то, что делают Палаты. Мне нравится, что они используют ремесленные практики. Я вижу в этом не слепое следование моде, а возвращение к истокам. Это глубокие исследовательские проекты, которые посвящены людям, которые культивируют и сохраняют техники в тех регионах, где они живут. Мне сегодня интересно следить за развитием художника. И когда я вижу, что он в своем пути реализуется, раскрывается так самобытно, для меня это главная ценность того, что я участвую в этом пути.

Я с очень большим уважением отношусь к тем произведениям, которые уже есть у меня, поэтому мне все-таки очень важно, чтобы каждое искусство было представлено в каком-то контексте, чтобы они все между собой говорили. Иногда мне бывает достаточно заинтересованности личностью художника, иногда мне требуется время, чтобы осмыслить. Я считаю, что любой коллекционер должен иногда и следовать эмоциональным порывам. В этом, наверное, и есть страсть коллекционирования. Просто каждый находит себя в том, что ему сейчас близко. А сама коллекция является отражением нашего времени, пути, взросления.

Федор Херосиге

Если вернуться к началу, помните свою самую первую покупку?

Да, я часто об этом рассказываю, — мне очень повезло, что моим учителем в свое время стала Марина Гисич, которая в определенный момент являлась дизайнером-архитектором моей первой квартиры. Поэтому первое искусство у меня уже было с провенансом. Это были работы Марии Алексеевой, Елены Губановой и Ивана Говоркова.

Как считаете, личное знакомство с художником влияет на восприятие искусства?

Да, влияет. Я тот человек, который, к сожалению, иногда разочаровывается. Потому что, когда вы покупаете работу, находясь с художником на некой дистанции, вы определенно наделяете ее своими смыслами. А при знакомстве поле художника начинает доминировать, и тогда уже сложно рассчитывать на поиск себя в выбранной работе. Поэтому здесь я стараюсь держать дистанцию.

Что, на ваш взгляд, нужно молодому художнику, чтобы обратить на себя внимание коллекционеров?

Я считаю, что образование очень важно. Я, как человек, который занимается образованием, вижу, что сегодня оно во многом определяет культурный контекст человека и событий, которые происходят вокруг.

Коллекционирование, безусловно, является следствием насмотренности и метода проб и ошибок. Это тот личный опыт, который отражается в любом проекте основателя. Коллекционирование является для меня направлением, которое позволяет и пробовать, узнавать новые имена, и заниматься меценатством в какой-то мере. Это возможность понимать, насколько вообще произведение искусства или автор могут быть окупаемы и интересны в масштабе арт рынка. Поэтому мне очень важно смотреть, насколько художники становятся успешными и быть тем мостиком, который может помочь реализовать сложные творческие концепты.

Кирилл Челушкин "Скорость"

Кто может стать проводником начинающего коллекционера в мир искусства?

Этим проводником может стать неожиданный случайный знакомый, галерист, преподаватель. В свое время мне очень повезло, что я нашла человека, уже глубоко погруженного в тему. Моим проводником, как я уже говорила, была Марина Гисич. А сейчас, конечно, для меня большая честь быть проводником для тех людей, которые приходят к нам учиться.

Искусство в Москве и Петербурге отличается?

Безусловно, да. Но разница не в категориях “лучше” или “хуже”. Это, скорее, про то, что в Петербурге меньше галерей и кунстхалле. В Москве их, значительно больше, это часто не дает сфокусироваться. Если в Петербурге появляется яркий автор, он рано или поздно оказывается в одной из ведущих галерей. За счет емкой среды, как мне кажется, кураторские или коллекционерские стратегии больше выстреливают. Мы даже видим это на ярмарках современного искусства, таких как Cosmoscow и |Сatalog|.

Что бы Вы могли посоветовать начинающим коллекционерам?

Я считаю, что очень важно сформировать насмотренность, но через проводника или институцию. И очень четко разделять, что смотреть. Можно ориентироваться на ярмарки, потому что это экспертное сообщество, которое формирует определенную повестку, делает серьезный отбор работ. Важно читать, интересоваться философией, посещать театральные постановки. Это все дает те знания, которые позволяют начать не просто коллекционировать или разбираться в современном искусстве, а вообще переосмыслить свою жизнь, разнообразив ее, сделать гораздо интереснее. И мне кажется, путь искусства — это еще и про личность, это тот путь, который можно проходить долго и в большей степени находить в нем самого себя.